Архитектурно-парковый ансамбль. Дворцово-парковый ансамбль Кто создал архитектурно парковый ансамбль в кусково

Упоминания о селе Измайлове встречаются уже в документах XVI века. В 1571 году Измайлово было пожаловано Иваном Грозным родному брату его жены Анастасии боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву. В какой-то момент Измайлово оказалось выморочным имением - то есть не оказалось ни одного наследника, который мог бы по закону принять имущество, - и село с постройками перешло в государственную собственность.

По приказу царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, здесь во второй половине XVII века началось строительство царской резиденции с парадным архитектурным ансамблем. Речка Серебрянка, протекавшая по территории Измайлова, была запружена, в результате чего образовался Серебряно-Виноградный пруд. В центре пруда оказался остров, названный Измайловским, - на нем и строилась царская усадьба. С сушей остров был связан 14-пролетным мостом из белого камня. Однако Алексей Михайлович хотел не просто построить загородную усадьбу. Его целью было создание некоего образцового хозяйства с оранжереями и парниками, в которых росли бы редкие растения. Мечтал о конюшнях, птичьих и скотных дворах, где содержались бы экзотические животные и птицы.

Планировка и постройка имения были осуществлены смело, но вместе с тем разумно. В Измайлове были устроены также льняная мануфактура и стекольный завод. И нет ничего удивительного в том, что все дети Алексея Михайловича - Софья, Федор, Иоанн и Петр, будущий Петр I, - очень любили усадьбу Измайлово. Кстати, в 1688 году Петр именно здесь нашел деревянный ботик «Святой Николай», на котором учился плавать, и после того приказал называть Измайлово «колыбелью российского флота».

Приезд царской семьи в Измайлово назывался «царским походом» - и, если верить историкам, обставлялся с поистине монаршим размахом и обстоятельностью. Из Москвы в Измайлово (а тогда их разделяло немало расстояние) выезжало до 30 немалых повозок, которые сопровождали почти тысяча человек! Везли одежду и обувь, книги и ковры, запас провианта и любимый стул Алексея Михайлович - с особой подножкой...

В начале XVIII века усадьба сменила владельца - здесь стала хозяйствовать царица Прасковья Федоровна, вдова соправителя Петра царя Ивана V. Она устроила на Измайловском острове театр. Интересно, что женские роли в постановках играли знатные дамы и фрейлины, а мужские доставались крепостным крестьянам. Сцена поначалу была импровизированной, но когда было построено здание каменного дворца, театру там отвели специальное помещение.

Тяжелые дни наступили для царской усадьбы после войны 1812 года. Французские войска разграбили и частично разрушили Измайлово, и только в 1837 году сюда вернулась жизнь - правда, уже не царская. По приказу Николая I здесь была устроена военная богадельня - пристанище для одиноких состарившихся ветеранов Отечественной войны. Чтобы попасть в богадельню, ветеран должен был соответствовать ряду условий: иметь выслугу в 25 лет и не иметь - ни имущества, ни земельного надела, ни профессии, ни места службы, а также родственников, которые бы согласились его содержать.

После революции 1917 года в Измайлове был расквартирован саперный полк Московского военного округа. В качестве жилья были построены бараки, а в бывших корпусах богадельни разместили общественные организации: детский сад, школу, библиотеку. Измайловский остров даже получил новое название - рабочий городок имени Баумана. По сути, это и был город в городе: со своим специфическим населением, своей инфраструктурой, своими обычаями. Люди жили здесь вплоть до 70–80-х годов, пока им не выделили квартиры в новостройках Москвы. После этого усадьба Измайлово стала приобретать музейный статус.

Измайловский парк в наши дни

Сегодня о богатой истории Измайлова можно узнать из музейной экспозиции, размещенной в Мостовой башне острова. Кроме того, на острове сохранились исторические постройки: Государев двор и Покровский собор XVII века, многочисленные хозяйственные службы XIX века. Музей предлагает посетителям множество экскурсионных программ с элементами театрализованного представления и интерактивного шоу: «Жил-был царь», «Рабочая кадриль», «Маленький царевич». В клубе любителей истории Измайлова можно познакомиться с бытом людей, населявших рабочий городок имени Баумана: здесь скрупулезно воссозданы интерьеры коммунальных квартир.

Неподалеку от Серебряно-Виноградного пруда в конце 1990-х годов был построен яркий красивый кремль, частично копирующий архитектурные сооружения XVII века. Территория кремля в Измайлово быстро стала популярным культурным и развлекательным центром. Здесь находится множество музеев - русской игрушки, хлеба, истории основания российского флота. Для желающих познакомиться с народными промыслами открыты двери производственно-художественных мастерских: гончарной, ткацкой, кузнечной. Кроме того, рядом с кремлем находится Измайловский вернисаж - интереснейшая ярмарка декоративных изделий, народных промыслов и ремесел, сувениров и антиквариата.

Знаменитый ансамбль в Архангельском возник в период расцвета в России стиля классицизм, черпавшего основные понятия, о красоте в искусстве античности. Художественный порядок - строгая логика и равновесие в архитектуре и композиции парка роднят Архангельское с итальянскими садами эпохи Возрождения и французскими парками в регулярном стиле, а его пейзажные рощи кажутся набросанными мастерской кистью английского ландшафтного архитектора.

Въезд в усадьбу открывается Императорской аллеей, ведущей с московской дороги ко дворцу. Эта перспектива становится стержнем всего ансамбля. Обсаженная соснами, березами и елями, она подводит к массивной въездной арке Парадного двора, в проеме которой виден портик Большого дома.

Замкнутое пространство двора с красочной клумбой в центре опоясано мощными колоннадами и производит торжественное впечатление. Этот эффект прежде усиливался живописной декорацией на каменных стенах кулис, закрывающих фасады флигелей: изображенная здесь колоннада зрительно продолжала реальные колонны с виднеющимся позади них парком. Летом перед колоннами попарно устанавливали принесенные из оранжерей померанцевые деревья в кадках, а самое большое дерево размещали в центре. На этом месте в конце XIX в. появилась скульптурная группа «Менелай с телом Патрокла» (копия с античного оригинала).

Дворцовый комплекс: Большой дом, два флигеля, колоннады и въездная арка - служат ядром всего ансамбля. Белокаменный портик с фронтоном, гладкие охристо-желтые стены с высокими окнами первого этажа, широкая полоса венчающего здание антаблемента, стройный бельведер делают главный фасад величественным.

Въездная арка, соединяющая флигели, как замковый камень, поддерживает архитектурное единство Парадного двора. Возведенная вскоре после победы России в войне 1812 г. она подобна триумфальной арке и по своему масштабу более подходит городу, нежели загородной усадьбе. Над архивольтами изображены летящие Славы. Чугунные ворота, ажурный рисунок которых восходят к стилю ампир, выполнены в 1896 г. по проекту архитектора Н.В.Султанова.

Боковые фасады дворца богаче и живописнее: три стоящие близко друг к другу портика и фигуры мраморных львов на сходах в парк подчеркивают пластичность композиции. Парковый фасад рассчитан на восприятие с дальних точек, и зеленые «стены» из старых лиственниц обрамляют эту картину. Центр фасада, акцентированный полуротондой Овального зала, бельведером и флагштоком над ним, становится доминантой ансамбля.

Стремление создать летний органично связанный с природой дом определило внутреннюю планировку дворца. Если из Овального зала - центра композиции Большого дома - бросить взгляд в любой конец анфилады, то в открывающихся перспективах зеленой стеной виднеются деревья парка.

Дворец стоит на низком белокаменном цоколе, и лишь несколько широких ступеней отделяют его от зеленой глади газонов. Каскад террас спускается вниз к Москве-реке. Близость парка ощущается повсюду, а там, где нет прямой зрительной связи с ним, она создается иллюзорно, с помощью настенных росписей.

Место для разбивки парка было выбрано очень удачно и во многом облегчило задачу садового архитектора. Парк Архангельского рождался одновременно со строительством Большого дома, а после приобретения усадьбы Н.Б.Юсуповым постоянно совершенствовался. По своей композиции и гармонической красоте он почти безупречен и отражает вкусы разных эпох, влияние различных традиций. При этом перед нами - одно из лучших произведений садово-паркового искусства России кон. XVIII - нач. XIX столетий.

Холм, на котором стоит дворец, еще в конце XVIII в. был превращен архитектором Джакомо Тромбаро в серию террас, подобных тем, что устраивали в итальянских садах XVI века. Основная же часть парка - это сеть аллей и проспектов со стрижеными деревьями на боскетах и в шпалерах, многочисленные мраморные изваяния, оттеняющие своей белизной зелень живой архитектуры. Все это характерные черты сада в регулярном, или французском, стиле.

Верхняя терраса, лежащая перед Большим домом со стороны парка, по своей композиции напоминает Парадный двор, но по отделке ближе дворцовому интерьеру.

Мраморные гермы, изображающие античных богов, четкими силуэтами выделяются на фоне темных стволов деревьев. В центре террасы - скульптурная группа «Геркулес и Антей», произведение мастера XVIII в., замыслом восходящее к Микеланджело. Ее динамичные формы контрастируют с холодной статикой герм.

На балюстраде Верхней террасы расставлены мраморные вазы. Отсюда открывается живописный вид на Большой партер и Нижнюю террасу парка, охватывающую Верхнюю с трех сторон. Лестница, спускающаяся к Нижней террасе, имеет скульптурное оформление в виде женских фигур, львов и собак. Она приводит к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Д.Джиромелло.

Сочетание строгих партеров регулярного парка с березами, елями и кустами сирени придает особую прелесть полянам Нижней террасы. По обе стороны от фонтана - мраморные скамьи, за ними - две скульптуры «Амур, вырезающий лук из палицы Геракла», а ближе к пейзажному парку - копии античных статуй «Артемида с ланью» и «Аполлон Бельведерский».

Лестница, ведущая со второй террасы к Большому партеру, по праву может считаться одним из лучших украшений парка в Архангельском. Ее марши расходятся в стороны, чтобы, дойдя до половины подпорной стены, повернуть навстречу друг другу и опуститься до земли. Скульптура сопровождает человека, идущего по ступеням: бюсты Цезаря и Августа на парапете верхней площадки соседствуют с мраморными львами, четыре аллегории Частей Света стоят на окаймляющем спуск широком барьере, парные «египетские» гермы словно охраняют вход в Грот со статуей Венеры Медицейской внутри.

Великолепен скульптурный декор монументальной подпорной стены (ее длина составляет 150 м) Нижней террасы: кажется, что многочисленные бюсты римских императоров, полководцев и мифологических героев повествуют о древности рода владельцев имения. От декорации голицынского периода по ее краям стены сохранились небольшие руинные арки из «дикого камня», напоминающие о бренности мира, представленного «мраморными героями».

Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в кон. XVIII - нач. XIX вв., насчитывает около 200 произведений и является уникальным собранием, равное которому трудно найти в нашей стране. Эта коллекция на редкость многообразна: мастерские копии известных античных памятников, декоративные садовые фигуры середины XVIII в. с заметным влиянием барочных традиций, строгие по композиции скульптуры эпохи классицизма. Многие произведения созданы из мрамора, заказанного Н.Б.Юсуповым в Карраре, в московских мастерских С.П.Кампиони и братьев Трискорни в Санкт-Петербурге. Одна из наиболее значительных частей парка - Большой партер. Масштаб этой пейзажной картины достоин быть сочинением лучших садовых архитекторов школы Ленотра. Огромный прямоугольник (240x70 м), окруженный зелеными шпалерами, огибными аллеями и ритмично чередующимися мраморными статуями (в реставрации), образует свободное пространство, удивительное по благородству и мощи. Прежде даже цветники в парке Архангельского соответствовали общему стилю: величественно и просто обрамляли они гладкие плоскости партеров, образуя яркую кайму на зеленых коврах.

Южную границу Большого партера определяют две статуи «боргезских бойцов» (копии с античных оригиналов), До середины 1930-х гг. на площадке позади партера находился цветник с фонтаном и двумя огромными статуями Геркулеса и Флоры, позже перенесенными на другое место.

По сторонам от Большого партера раскинулась сеть боскетов - небольших рощиц из зеленых газонов, обсаженных рядами лип. Подстриженные в форме овала или прямоугольника, эти липы то мерно чередуются, то срастаются кронами, увлекая гуляющих по саду посетителей разнообразием композиций. Один из боскетов близ подпорной стены Нижней террасы при Н.Б.Юсупове был превращен в Вольер с фазанами, павлинами, редкими породами кур и индеек. Боскеты близ Оранжерей на холме у Москвы-реки украшали цветочной «школой»: расположенные в южной части сада они подходили для выращивания рассады для других частей парка. В боскете близ малого дворца «Каприз» устроили открытый Манеж с извилистой дорожкой для выездки лошадей и увитыми зеленью трельяжными нишами для отдыха наездников в тени.

Фонтаны в парке Архангельского не были многочисленными: для их существования требовался большой запас и хороший напор воды. Еще в конце XVIII в. князь Н.А.Голицын выстроил в своем имении гидравлическую машину по проекту и под руководством шведского инженера Ф.Е.Норберга. Н.Б.Юсупов усовершенствовал систему подачи воды, построив паровую машину на речке Горятинке.

Пейзажный парк Архангельского был намного обширнее регулярного и состоял из нескольких рощ. Деревья различных лиственных и хвойных пород соединялись здесь в живописных композициях, напоминая о пейзажных полотнах в парадных залах Большого дома. На западе усадьбы, в Князьборисовой роще, газоны украсили лентами розариев, в центре Аполлоновой звездой сходились дорожки к бюсту покровителя Муз. На краю леска, спускавшегося к Горятинским прудам, находились десятки теплиц, в которых в любое время года выращивали диковинные плоды - финики и ананасы, землянику и огурцы. На месте полей к северу от дворца располагались Быкова, Прусская, Малиновая рощи с аллеями для прогулок верхом.

Большое оранжерейное хозяйство в Архангельском включало Лавровую и Лимонную оранжереи на высоком холме у Москвы-реки (разрушены во время строительства корпусов санатория в 1930-е гг). Каждая из них напоминала настоящий зимний сад и была фланкирована жилыми трехэтажными флигелями. К востоку от Лавровой находились «Римские ворота» - монументальная, словно ушедшая наполовину в землю, арка (разобрана около 1960 г.). По сторонам от оранжерей архитектор В.Г.Дрегалов выстроил две беседки - «миловиды» (не сохранились, в 1970-е гг. реконструирована одна из них). Стоявшие на южном склоне холма «подгорные» оранжереи предназначались для сохранения деревьев в зимний период.

В 1827 г. между княжеским парком и старинным селом насадили купленный у Разумовских ботанический сад.

По сохранявшейся с XVIII в. моде в духе сентиментализма в Архангельском содержали ферму с английскими и тирольскими коровами, носившими имена античных богинь - Диана, Артемида, Гера, Церера... Выбранные не только для пользы, но и за красоту, они живописно паслись на лугах у реки.

Неотъемлемой частью ансамбля являлись павильоны, беседки, памятные колонны. В 1819 г. в западной части регулярного парка по проекту Е.Д.Тюрина был выстроен небольшой, похожий на античный портик храм-памятник Екатерине II. Императрица предстала здесь в облике древнеримской богини правосудия Фемиды. Статуя исполнена по модели скульптора М.И.Козловского. На стене позади фигуры - слова из поэмы великого поэта Возрождения Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и достигнуть желаемого».

В середине XIX в, среди боскетов к востоку от Большого партера появился оригинальный Розовый фонтан - маленькая ротонда из колонн розового мрамора с изящными цветочными букетами, нарисованными внутри легкого деревянного купола. В ее центре размещался скульптурный фонтан «Мальчик с гусем».

Из пяти мемориальных колонн, хранивших до середины XX в. память о визитах в усадьбу российских государей, сохранились три: в честь императоров Александра I, Николая I и Александра III. Стоявшие на оси Большого партера колонны Александра 11 и Николая II разрушены в 1930-е годы.

В восточной части парка, близ Нижней террасы, находятся два самых поздних в Архангельском памятника. Бронзовая фигура юноши с угасающим факелом - аллегория «Скорбь», единственная в России работа немецкого мастера К.Г.Барта, установленная здесь в 1908 году.


К.Г.Барт. "Скорбь", 1905г.

В аллее, украшенной бюстами античных богов и философов, - памятник А.С.Пушкину, Ансамбль Пушкинской аллеи был создан архитектором Н.В.Султановым в эпоху неоклассицизма и органично дополнил образ парадной части усадьбы. На пьедестале памятника - строфы поэта:
....Увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец,
Ученой прихоти твоей повиновались
И, вдохновенные, в волшебстве состязались.

Архитектурно-парковый ансамбль 02.05.2017

Усадьба Белкино – уникальный памятник архитектурно-паркового искусства XVIII века, жемчужина русского провинциального зодчества. Основная работа по созданию классического архитектурно-паркового ансамбля усадьбы была осуществлена графом Иваном Илларионовичем Воронцовым в 70-х – первой половине 80-х годов XVIII века. Имя архитектора до нас не дошло, однако, по мнению искусствоведов, в проектировании храма принимал участие известный московский зодчий Карл Иванович Бланк, которого граф Воронцов постоянно привлекал к строительству в своих имениях.

Усадьба создавалась в период раннего классицизма, и в ее неповторимом облике нашли отражение многие характерные особенности этого стиля, ориентированного на античное наследие и идеи философского рационализма. В ту пору во главу угла ставились представления о всеобщей разумной закономерности, возвышенной простоте и строгой гармонии, естественной, но облагороженной природе. Усадебный парк в Белкино, в основном сохранившийся до сих пор, признан специалистами выдающимся шедевром ландшафтного искусства конца XVIII века.

В планировке классического парка традиционно сочетаются регулярная и пейзажная части. Возвышенный правый склон Зайцевского оврага, спускающийся к Большому пруду, был террасирован, и на каждой из трех пологих ступенчатых террас были устроены небольшие искусственные пруды, соединяющиеся друг с другом. В совокупности четыре малых пруда образовали грандиозный каскад – важнейший композиционный элемент усадебного зодчества периода классицизма. На каскадных террасах был разбит регулярный липовый парк. В целом композиция архитектурно-паркового ансамбля построена по единой оси, проходящей через главный дом: эта ось, рассекающая ансамбль сверху вниз, с севера на юг, прекрасно прослеживается на плане усадьбы.

На высшей точке верхней террасы регулярного парка, на господствующей высоте, встал главный дом, окруженный двумя парами симметричных флигелей. Неподалеку от особняка стоит храм св. Бориса и Глеба, южнее переход к пейзажному парку отмечает парковый павильон «Рига».

Главный дом

Главный дом, возведенный графом И.И. Воронцовым в 70-х – начале 80-х годов XVIII века, относится к числу выдающихся памятников раннего классицизма. К сожалению, имя архитектора история не сохранила. К настоящему времени главный дом превратился в руины. Трехэтажный особняк из большемерного кирпича отличается монолитным, почти кубическим объемом, не осложненным ни колоннами, ни пилястрами. Поскольку подобных зданий в провинциальных усадьбах сохранилось крайне мало, дом отнюдь не соответствует нашему представлению о типичном «дворянском гнезде», прежде всего из-за количества этажей и плоскостного внешнего оформления.

Строгий лаконизм внешнего убранства создавал впечатление благородной простоты и целостности, величественной монументальности. Эту целостность не нарушали два скромных крыльца с балконами на главном и парковом фасадах. Выразительность оформления фасадов была достигнута за счет применения рельефной рустовки. Нижний этаж, резко отчеркнутый выступающим карнизом, покрыт рустовкой сплошь, что усиливает ощущение массивности здания; центры переднего и заднего фасадов и закругленные углы также выделены рустом сверху донизу. Фактуру стен оживляют и промежуточные филенки между вторым и третьим этажами. Игра света и тени на выпукло-вогнутых, словно инкрустированных поверхностях придавала фасадам видимость дворцовой роскоши. Этот эффект усиливала окраска в классической бело-желтой гамме, присущая всем каменным постройкам усадьбы. Здание покрывала пологая четырехскатная зеленая крыша.

Внутренняя планировка здания реконструирована искусствоведами. Широкая лестница вела от входа прямо на второй этаж, основную часть которого составляла парадная анфилада из трех комнат, просматривавшихся сквозь арочные проемы из конца в конец.

Вообще все комнаты были проходными, и сквозь них весь этаж можно было обойти по периметру. Половину анфилады занимал высокий двусветный зал, захватывающий и уровень третьего этажа до самой крыши, с окнами в два ряда. Двусветный зал представляет собой уникальную особенность усадьбы Белкино, его можно назвать «сердцем» особняка и всей усадьбы. Подобная «дворцовая» планировка — исключительная редкость для провинции.

Интерьеры особняка в начале XIX века описал в своих записках Михаил Бутурлин, отмечавший, что обстановка сохранилась еще от графа Ивана Воронцова. По его воспоминаниям, двусветный зал «был расписан аль-фреско, музыкальными эмблемами и разными орнаментами, а на потолке была живопись в большом круге, представлявшая мифологический какой-то сюжет». Эти необычные фрески со сложным орнаментом, с изображением музыкальных инструментов и театральных масок, частично сохранились и поныне. Главной роскошью в двусветном зале был восхитительный наборный паркет: детали его орнамента были набраны из пластин ценных пород дерева, отличающихся по цвету и фактуре. Зал освещали свечи в фарфоровых канделябрах в виде цветочных ветвей, а у большого камина можно было согреться в холодную пору (печей в доме сперва не имелось, их устроили при Обнинских). На деревянных хорах с балюстрадой, расположенных между этажами, играл крепостной оркестр, и под его музыку томные барышни раскланивались в менуэтах с бравыми кавалерами.

Анфилада. Начало XX века

Гостиная. Начало XX века

Двусветный зал. Начало ХХ века

Кабинет. Начало XX века

Из зала гости переходили в гостиную, где стоял большой жесткий диван и такие же кресла, обитые полосатой холстиной. Стены в гостиной были обтянуты темно-желтыми штофными обоями, на которые наклеили в три ряда залакированные гравюры с видами Венеции. Далее анфиладу продолжал кабинет с белыми штофными обоями, также покрытыми гравюрами с итальянскими пейзажами. К анфиладе примыкала парадная спальня с пышным альковом. На третий этаж гостей не приглашали, поскольку там размещались уже не парадные, а жилые комнаты с незатейливым интимным убранством, в том числе детские и библиотека.

Детская. Начало ХХ века

У партера. Начало ХХ века

Спустившись на первый этаж, мы обнаружили бы там помещения подсобного характера, в том числе с необычным сводчатым потолком, как в древнерусских палатах. В одном них, самом большом, свод опирался на массивный центральный столп (как отмечает искусствовед Л.Б. Сорокина, это характерно для стиля В.И. Баженова). Ниже располагался большой сводчатый подвал, также с одностолпными помещениями.

По тем временам такая обстановка считалась весьма скромной. Однако эта усадьба изначально предназначалась не для торжественных приемов, а для спокойного уединения в деревенской глуши. Ведь для графа Воронцова особняк в Белкино служил прежде всего «охотничьим домиком», куда он время от времени приезжал в сезон осенней охоты.

К главному дому были пристроены две пары симметричных боковых флигелей: двухэтажные и вслед за ними одноэтажные, изогнутые в виде буквы «Г». Они соединялись узорчатой чугунной оградой. Ныне сохранилась лишь восточная пара: двухэтажный флигель , который остался с прежних времен, и восстановленный одноэтажный флигель . В целом этот архитектурный ансамбль образовывал замкнутый парадный двор с воротами, к которым когда-то вела подъездная аллея. Именно здесь в ту пору находился единственный въезд в усадьбу (сейчас эта территория застроена). На круглой клумбе в центре двора, вокруг которой разъезжались экипажи, стояли солнечные часы на мраморном постаменте.

Храм св. Бориса и Глеба

Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба стоит неподалеку от главного дома, на одной с ним композиционной оси вдоль улицы Борисоглебской. Каменный храм был освящен при графе И.И. Воронцове 13 июля 1773 года, и надпись об этом событии сохранялась на его стене до конца XX века (ныне надпись воспроизведена заново). Прежде на этом месте стоял деревянный шатровый храм, поставленный боярином Борисом Годуновым и освященный во имя его святых покровителей.

Здание храма имеет достаточно типичную для раннего классицизма композицию с продольной ориентацией по оси «восток-запад». Объемное построение здания «восьмерик на четверике» также соответствует классическому типу. Поскольку четверик почти не выступает за грани восьмерика, в целом образуется необычайно узкий, сжатый боковой силуэт. Особый придел с южной стороны храма был пристроен лишь в 1815 году, при Бутурлиных.

Близ южного придела храма сохранилось два старинных надгробия: захоронение И.И. Трояновского и захоронение священника Федора Тихомирова. Прямо у стены располагается захоронение Обнинских , обнаруженное в 2013 году, когда в ходе ремонтных работ открылся подземный склеп. Как определили специалисты, здесь захоронены последние владельцы усадьбы: Наркиз Антонович Обнинский, Петр Наркизович Обнинский и его жена Лидия Павловна. В 2015 году на месте этого захоронения было установлено гранитное надгробие с крестом.

Рассмотрим архитектурное убранство храма, в котором причудливо сочетаются черты барокко и классицизма. Стилистические особенности здания характерны для творчества архитектора Карла Бланка, который, по мнению искусствоведов, занимался его проектированием. Элементы барокко проявляются в таких деталях, как маленькие овальные окна второго света. В целом же плоскостное внешнее оформление, построенное на бесчисленном повторении одинаковых пилястров в простенках между узкими окнами, весьма характерно для раннего классицизма. Своим скромным, но нарядным обликом в бело-желтой гамме храм напоминал парковый павильон, что вполне соответствовало традициям усадебной архитектуры екатерининской эпохи. Однако к началу ХХ века, после ремонтных работ, стены получили белоснежную окраску. Изящный стройный силуэт храма до сих пор создает впечатление воздушной легкости.

Интерьер храма изначально вполне соответствовал его внешнему облику. Небольшое помещение церкви покрывала роспись в технике гризайль: на стенах были изображены портики с пилястрами и фронтонами и изящные лепные украшения с растительным орнаментом. Известно, что отделкой интерьера храма в июне 1772 года занимался помощник архитектора В.И. Баженова, молодой живописец-декоратор Иван Дмитриевич Некрасов. Это единственное имя, документально известное нам в связи со строительством усадьбы. Остатки тех росписей были утрачены при современных ремонтах здания.

В 1930 году, в разгар коллективизации, храм был закрыт, последний священник отец Иоанн Жуков отправлен в лагеря, а в здании устроили колхозный склад. В 1988 году храм был передан Калужской епархии и после ремонта вновь открылся для прихожан. Ныне интерьер храма украшают замечательные фрески, выполненные известным обнинским художником Сергеем Галицыным.

Недалеко от храма расположен парковый павильон «Рига» . Все основные постройки в усадьбе Белкино, образующие архитектурный ансамбль, были оформлены в единой бело-желтой парадной гамме. В целом эти здания, расположенные довольно компактно, зрительно связаны друг с другом, тем более что особняк и храм отражались в самом крупном из каскадных прудов. Изначально ансамбль дополняло здание конного двора, стоявшее в некотором отдалении в восточной части усадьбы, но к концу ХХ века разрушенная постройка была утрачена.

Регулярный парк

Планировка регулярного парка усадьбы Белкино отличается строгой симметрией, согласно канонам классицизма. В ее основе лежит пересечение двух композиционных осей. Одной из них послужила дорога на деревню Кривское (ныне улица Борисоглебская), ограничивающая усадьбу с севера, а под прямым углом к ней прямо через особняк проходит основная продольная ось, которую обозначила главная липовая аллея. Начинаясь от фасада особняка, главная аллея рассекает всю территорию регулярного парка, вплоть до Большого пруда, на две симметричные половины. С северной стороны особняка, от парадных ворот, главную аллею в ту пору продолжала прямая подъездная аллея, переходившая в дорогу в сторону деревни Кабицыно, и далее на Старую Калужскую дорогу. Ныне этой «линейки» не существует, но в прежнее время к усадьбе подъезжали именно по ней, и издалека уже виднелись парадные ворота особняка.

Главную липовую аллею пересекают перпендикулярные боковые, проходящие по кромкам трех террас. Все аллеи были засажены исключительно липовыми деревьями. В ту пору липа являлась наиболее популярной парковой культурой, поскольку ее пластичная крона легче всего поддается обработке. При Воронцовых и Бутурлиных деревья в регулярном парке тщательно подстригали, придавая им шарообразную форму. В парке до сих пор стоит немало двухсотлетних лип, посаженных еще графом Воронцовым, на ветвях которых можно заметить явные следы прежней стрижки. Геометрически правильные участки, образованные пересечением аллей, занимают газоны, которые прежде обрамлялись боскетами из стриженого кустарника. К южному фасаду особняка примыкает главный большой газон, так называемый партер (он служил также «крокетной площадкой»). Рядом была специально обустроена площадка на месте, где издавна возвышался «годуновский вяз» . «Недоставало лишь фонтана и статуй, чтобы придать этой части сада дворцовую грандиозность», – писал Михаил Бутурлин.

Каскад прудов и Большой пруд


Великолепный классический каскад прудов, созданный графом Иваном Воронцовым, представляет собой главное украшение усадьбы Белкино. Каскад из четырех малых прудов, спускающийся по террасам к Большому пруду параллельно главной аллее, ограничивает регулярную часть парка с запада. Пруды разделялись земляными дамбами с перепускными устройствами, через которые в узких местах были перекинуты изящные мостики. Все части каскада сообщались между собой, а нижний каскадный пруд был размещен в протоке Большого пруда.

Большой пруд был устроен Борисом Годуновым в 70-х годах XVI века для хозяйственных нужд, для чего ручей, протекающий в Зайцевском овраге, перегородили плотинами. При графе И.И. Воронцове Большой пруд, ставший основой ландшафтного ансамбля, существенно расширили. Второй пруд, примыкающий к Большому с восточной стороны за плотиной (так называемый «верхний») был устроен уже после основания города; ныне эти водоемы объединяют под названием Белкинские пруды.

К концу XX века Большой пруд и каскадные пруды высохли и заросли. Система прудов была полностью восстановлена Фондом «Усадьба Белкино» в 2003-2005 гг. Сейчас в Белкинских прудах в изобилии водится рыба, здесь обитают ондатры, а летом над водой кружат стайки белых чаек. За цепочкой каскадных прудов, подобной сверкающему ожерелью – главной драгоценности усадьбы Белкино – регулярная часть парка плавно перетекает в пейзажную, которая в былые времена органично сливалась с окрестным ландшафтом. С восточной стороны граница парка обозначена парковой оградой с главными воротами , которая изготовлена по образцу прежней.

Пейзажный парк

Создатели пейзажных парков всегда стремились восстановить иллюзию девственной природы. Но эта «естественность» достигалась в результате кропотливого труда, и все посадки, до последнего деревца, тщательно размечались на плане и на местности. Если в регулярной части парка были проложены прямые линейные дорожки, посыпанные гравием, то в пейзажной их заменяли прихотливо изогнутые тропинки, которые как бы случайно выводили к великолепным видам. Основной идеей была смена тщательно продуманных пейзажных картин, каждая из которых была «настроена» на то или иное время суток.

Сперва, при графе И.И.Воронцове, пейзажный парк занимал примерно такую же площадь, как и регулярный: он начинался от каскада прудов, а с запада его ограничивала естественная преграда – боковое ответвление Большого пруда (изначально это был ручей в Поповом овраге, впадающем в Зайцевский овраг). Затем граф Д.П.Бутурлин существенно расширил пейзажный парк, обустроив новую его часть за Поповым оврагом. Композицию новой части парка граф Бутурлин построил на искусном раскрытии пейзажных видов, чтобы создать впечатление естественного первозданного ландшафта. В основе композиции лежала система переходящих одна в другую полян, которые разделялись между собой «свободно» растущими группами деревьев и кустарников разных пород. Крутые склоны Попова оврага были засажены декоративными кустарниками, и в этих густых зарослях скрывался маленький уютный грот. Ныне здесь можно увидеть каменный мостик , но прежде над ручьем были перекинуты легкие бревенчатые мостики, один из которых запечатлен на фотографии начала ХХ века.



Просторная южная поляна, вытянутая с севера на юг и полого спускающаяся к Большому пруду, получила название поляна «Покат» . На краю поляны граф Бутурлин поставил две большие оранжереи с лимонными и померанцевыми (апельсиновыми) деревьями. В хорошую погоду их выносили на специальную открытую площадку, так называемую «выставку», где возникала длинная аллея из двух сотен деревьев в кадках – довольно высоких, с правильной шарообразной кроной. Каждый день в восьмом часу вечера здесь собиралось все общество для чаепития. Рядом на Покате был разбит «ботанический сад» с цветниками, обнесенный оградой, где граф Дмитрий Петрович и графиня Анна Артемьевна выращивали редкие сорта цветов. Эта поляна сохранилась, хотя от оранжерей, грота, беседок и прочих легких построек ничего не осталось.

На рубеже XVIII-XIX веков, когда в искусстве господствовал культ сентиментализма и меланхолии, сложилось и особое отношение к природе. Пейзажные виды строились с расчетом на определенное воздействие на душу человека: уединенность и тишина склоняли погрузиться в себя, отрешиться от суеты окружающего мира, подумать о тщете всего земного. Дмитрий Петрович прекрасно разбирался в этих тончайших нюансах, и потому согласно его замыслу каждый участок в новой части парка был ориентирован на освещение в определенное время суток. К примеру, Покат, «настроенный» на запад, на закат, считался «вечерней» поляной. Парк плавно перетекал в окрестные пейзажи, а его границы были обозначены рвами и невысокими валами, остатки которых можно заметить и сейчас.

После отъезда Бутурлиных из России ботанические опыты в усадьбе прекратились. Стрижка деревьев в XIX веке вышла из моды, к тому же новые владельцы не обладали средствами для того, чтобы поддерживать парк в прежнем изысканном виде. При Обнинских запущенный парк довольно быстро зарастал, как и в большинстве других помещичьих усадеб. Однако следы первоначальной планировки хорошо прослеживаются до сих пор. Как и прежде, архитектурно-ландшафтный ансамбль усадьбы отличается гармоничным внутренним единством, искусно выраженной взаимосвязью с окружающей местностью. Здесь до сих пор можно ощутить дух ушедшей эпохи, пленительное очарование особого уединенного мира «дворянского гнезда».

Первое документальное упоминание названия «Кусково» датируется XVI веком, когда Александр Андреевич Пушкин обменял село на бежецкую вотчину Шереметевых, тогда еще боярского рода. Усадьбой же Кусково становится лишь спустя два века, вероятно, после того, как Борис Петрович Шереметев получает графский титул за подавление Астраханского восстания (1706 г). Однако свою известность как летняя резиденция Кусково получает при его сыне, Петре Борисовиче, и тому есть несколько причин.






























Причина первая, тривиальная. Шереметевым принадлежал лишь «кусок» территории, окруженный землями князя Алексея Михайловича Черкасского. Его дочь, Варвара Алексеевна Черкасская, считалась самой богатой невестой того времени. После свадьбы, в качестве приданого граф Шереметев получил 70 тыс душ крестьян и близлежащую территорию – село Вешняково, таким образом получив и средства и территорию для осуществления своих замыслов.

Второй причиной можно считать сам характер и склонности Петра Борисовича. Получив музыкальное образование в Париже, он любил театр и знал толк в искусстве. Следует ли удивляться, что его усадьба была построена в европейском стиле, а крепостной театр Кусково считался одним из самых выдающихся в России?

Усадьба Кусково

Строительство усадьбы проводилось в несколько этапов. Первым и наиболее сложным было осушение болот, однако многомиллионное состояние графа Шереметева позволяло ему не скупиться на расходы.

Основной ансамбль сложился уже в 50-70 годы XVIII века. Центром комплекса является Большой дворец, к нему примыкают Домовая церковь с колокольней (самая первая каменная постройка) и кухонный флигель. Вместе эти здания образуют ансамбль Почетного двора. С внутренней стороны к Дворцу примыкает садово-парковый комплекс, ныне единственный сохранившийся в Москве французский регулярный парк. Среди аллей стоят Голландский домик (первое парковое сооружение), Грот, Грот, Эрмитаж, Итальянский домик, Американская оранжерея и Швейцарский домик.

В Кусково своя система из прудов и каналов, которые замыкаются на Большой пруд , на берегу которого и расположен ансамбль Почетного двора. Пруд играл не столько эстетическую, сколько практическую (увеселительную) роль – гости катались на лодках, ловили рыбу, а в праздники там даже разыгрывались бои с участием парусных яхт.

Почетный двор

Домовая церковь Спаса Всемилостимого – первое каменное здание ансамбля Кусково. Построена в 1737 году в стиле барокко. К сожалению, статуи, которыми она была украшена, не сохранились, однако на восьмигранном барабане до сих пор можно увидеть четыре фигуры апостолов. Алюминиевый крест на куполе держит ангел с раскрытыми крыльями. Все это придает церкви ту парадность, которая необходима строению, находящемуся рядом с центральным входом Большого дворца. В 1792 году крепостными архитекторами Григорием Дикушиным и Алексеем Мироновым была рядом построена деревянная колокольня на восемь колоколов.

Большой дворец Шереметевых построен в стиле раннего русского классицизма в 1769-75 гг. на берегу Большого пруда. Здание строилось под началом московского архитектора Карла Бланка, однако считается, что сам проект – французский. Это полностью, за исключением каменного цоколя, деревянное здание имеет два этажа: первый предназначался для приема гостей в летнее время, второй этаж, на высоком цоколе, - для хозяйственных помещений. Фасад украшен тремя колонными портиками: шестиколонный предваряет вход во дворец, а два двухколонных украшают боковые выступы фасада. Центральный портик украшен пышной резьбой и графской короной, к нему ведет широкая белокаменная лестница, а с боков примыкают два пандуса, украшенные фигурами сфинксов.

Помещения дворца образуют анфиладу: прихожая, Шпалерная, Малиновая гостиная, Парадная спальня, кабинет, диванная, библиотека, картинная и танцевальный зал. При отделке использовались дорогие материалы: бронза, шелковые гобелены, ковры. Пол сделан из наборного паркета. Однако стоит отметить, что для убранства использовался и более дешевый и быстрый способ: проклеенная бумага, которую наносили на стены, а потом красили и золотили.

Большинство картин и мебели было выполнено крепостными мастерами (отец и сын Аргуновы и др.). В картинной гостиной были собраны работы европейских художников. Самое большое помещение дворца – танцевальный зал, выходящий в парк. Весь потолок комнаты украшает огромная картина-плафон, над дверями расположены живописные панно, белые с позолотой стены увешаны большим количеством зеркал, что позволяет зрительно еще больше расширить свободное пространство. Освещался зал двумя хрустальными люстрами, настенными канделябрами – жирандолями и мраморные статуи с лампами.

Завершает ансамбль Кухонный флигель , построенный в 1755 году крепостным архитектором Федором Аргуновым.

Регулярный французский парк

Двери танцевального зала выходили на газон-партер, который замыкает Большая оранжерея. Сам парк занимал площадь примерно 30 гектар и состоял из двух частей: регулярной (партер) и пейзажной. Пейзажная часть располагается севернее оранжереи, ее суть – в сохранении изначального состояния природы той местности. Регулярная часть – ансамбль аллей, прудов и каналов – построена по геометрическому принципу. Проходящие по обеим сторонам газон-партера аллеи затем сходились и образовывали «звезды», расходящиеся на множество дорожек, каждая из которых оканчивалась павильоном или скульптурой. В центре партера располагается мраморная колонна со статуей Минервы. По парку были разбросаны качели, карусели, вольеры с певчими птицами и места для игр, например, в кегли. Следует отметить, что в парке до сих пор сохранились лиственницы 200-летнего возраста.

Голландский домик считается самым старым парковым сооружением. Был построен в 1749-51 гг. по проекту неизвестного архитектора. Здание располагается непосредственно у центрального входа в комплекс на берегу небольшого пруда. Считается, что оно отдавало дань Петру I и его увлечению Голландией. Голландский домик невозможно не узнать из-за характерной ступенчатой крыши и стен кирпичного цвета. Внутри помещение облицовано голландской плиткой.

Итальянский домик находится в восточной части парка, на берегу Итальянского пруда, строго симметрично к Голландскому. Построен в 1754-55 гг. крепостными архитекторами Федором Аргуновым и Юрием Кологривовым. Рядом со зданием разбит небольшой сад в итальянском стиле - со статуями и небольшими фонтанчиками. В XVIII веке Итальянский домик исполнял роль помещения для домашних приемов.

Грот находится на западном берегу Итальянского пруда. Работа была начата Федором Аргуновым и закончена в 55-61 гг. уже после его смерти. Интерьер павильона выполнен в стиле имитирует подводную пещеру: стены в главном зале имитируют мрамор, а в боковых залах покрыты узорами из раковин и камней. Небольшие коридоры украшены панно из морских раковин, перламутра и камней различного размера. Ребра купола имитируют фонтан, воды которого объединяются и плавно переходят единую высокую струю – шпиль здания. Это – единственное из такого рода зданий в России с полностью сохранившимся интерьером.

Напротив Большого дворца, замыкая газон-партер, находится здание Большой каменной оранжереи – павильон, в котором выращивались экзотические растения. Это по-своему уникальное сооружение было построено в 1761-54 году все тем же Федором Аргуновым. В центре находится восьмигранный танцевальный зал, на втором этаже которого располагались музыканты; с двух сторон к нему примыкают застекленные оранжереи. На сегодняшний день в здании располагается Музей керамики , коллекция которого считается одной из лучших в России.

Чуть восточнее находилась Американская оранжерея . К сожалению, изначальная постройка не сохранилась и на ее месте находится современная реконструкция. На сегодняшний день здесь находится основная коллекция Музея керамики.

Напротив Большой каменной оранжереи находился Воздушный театр , открытое здание, в котором исполнялись европейские оперы и балетные увеселительные программы. В труппе Шереметева было более 200 человек (актеры, танцовщики, певцы, декораторы, музыканты), в том числе именно здесь дебютировала Прасковья Жемчугова (Ковалева) в роли служанки в комической опере «Испытание дружбы». Так же на территории усадьбы действовали еще два театра, Малый и Большой , однако все они не сохранились. Это отчасти связано с тем, что граф Николай Петрович Шереметев, уставший от насмешек касательно своего венчания с бывшей крепостной, в 95 году переезжает в Останкино, где отстраивает новый театр. Сын его, Дмитрий Николаевич Шереметев, не интересовался театром, что привело здания в Кусково в еще большее запустение. В завершение, во время Отечественной Войны 1812 года усадьба была разорена французами и восстановлена позднее лишь частично, таким образом, лишив нас возможности увидеть все три здания.

Павильон Эрмитаж был построен Карлом Бланком в стиле раннего русского классицизма в 1765-67 гг. Центрическое сооружение замыкает на себя восемь парковых аллей. Так же, как и другое здание этого архитектора – Большой дворец, Эрмитаж предназначался для приема гостей, но здесь проводились личные, интимные беседы, без шума, помпы и слуг. Для того, чтобы не нарушать уединения, даже был построен специальный подъемный стол, который накрывали внизу и при помощи механизма поднимали на второй, парадный этаж.

Швейцарский домик – самая поздняя постройка ансамбля Кусково. Здание датируется 1860-70 гг., автор – Николай Бенуа. Первый этаж с оконцами построен из мелкого кирпича, а второй – деревянный, с богатой резьбой, что характерно для швейцарского стиля.

История музея

После Октябрьской революции все владения, принадлежавшие графам Шереметевым, в том числе и Кусково, были национализированы. Решением Совета народных комиссаров в 1919 году был открыт Государственный музей-усадьба «Кусково». В 1932 году по приказу Наркомпроса фонд музея был пополнен коллекцией Государственного музея керамики, основанной на собрании мецената Алексея Викуловича Морозова. С 38 года оба музея были объединены и получили общее название Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» .

Здесь хотелось бы отдельно отметить, что не будь этой «добровольной» национализации, все территории графов Шереметевых: Кусково, Останкино, Остафьево, Странноприимный дом (сейчас НИИ им. Склифосовского), Вороново и Фонтанный дворец (Санкт-Петербург) – до сих пор оставались бы частными владениями, доступ к которым имел бы лишь весьма и весьма ограниченный контингент. При СССР музей активно пополнялся новыми экспонатами и благодаря этому на сегодняшний день Кусково – один из крупнейших музеев керамики в России. Так что за возможность прогуляться по обширному парку и собственными глазами увидеть постройки XVIII века мы должны благодарить именно РСДРП.

Первое документальное упоминание о Кускове датируется XVI в. С тех пор как В.А.Шереметев в начале XVI в. выменял ее у А.А.Пушкина, усадьба никогда не выходила из владений рода Шереметевых. Кусково, по духовным завещаниям, переходило от В.А.Шереметева к его сыну И.В. Меньшому, от него к Федору Ивановичу, который в 1648 г. передал его своему племяннику Василию Петровичу. После его смерти, в 1665 г. оно перешло к П.В.Большому, а от него, в 1690 г., к младшему его сыну Владимиру Петровичу. Известный сподвижник Петра I, полководец и дипломат, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев в 1715 г. купил Кусково у брата. При его сыне, графе Петре Борисовиче, наследовавшем усадьбу в 1719 г., Кусково приобрело европейскую известность. С этого времени на протяжении почти 200 лет - Кусково являлось блестящим образцом «летней загородной увеселительной резиденции».

Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях II пол.XVIII века. В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения, декоративные и душистые цветы, лавры и цитрусовые (в т.ч. померанцевые), кофейные и персиковые деревья, пальмы, ананасы, кактусы и орхидеи. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка. Подобное оформление «зеленой архитектуры» произведениями топиарного искусства (фигурной стрижки) было характерным для эстетики увеселительных усадеб России XVIII века, и, как и много другое в Кусково, было призвано «служить к удивлению» гостей.