Дворцы рима. Дворцы Капитолийской площади в Риме

Единственный в мире с 2700-летней историей город располагает превеликим множеством великолепных зданий, увидеть которые желают миллионы приезжающих в него туристов. Дворцы Рима предоставляют возможность последовательно проследить архитектурно-художественный образ Вечного города, начиная от средневекового барокко эпохи Возрождения и до свободного неоклассического стиля зданий, построенных в более поздние периоды. Возводившиеся на протяжении нескольких сотен лет поколениями понтификов, кардиналов или приближенных к верхушке власти влиятельными особами, многие римские дворцы, такие как Палаццо Барберини или Палаццо Корсини сегодня используются в качестве музейного пространства для демонстрации размещенных в них коллекций художественных ценностей. Некоторые дворцы Рима, среди которых наиболее известный Квиринальский, отданы под правительственные учреждения, однако большинство из них до сих пор остаются в частном владении наследников и закрыты для посещений.

Anna Capitolina ,

Палаццо Венеция является одним из ярких примеров архитектуры эпохи начала римского Ренессанса, авторство проекта которого приписывается сразу нескольким выдающимся архитекторам. Сегодня здесь располагается Музей Палаццо Венеция в Риме, в экспозиции которого представлены средневековые коллекции картин, деревянной скульптуры, изделий декоративно-прикладного искусства из керамики, бронзы и мрамора, а также мебель, гобелены и ювелирные изделия из серебра.

Anna Capitolina ,

Дворец Дориа Памфили, до сих пор принадлежащий потомкам знаменитой аристократической семьи и являясь одним из крупнейших частных музеев, скрывает одно из самых престижных собраний произведений искусства в мире. Его галерея, на стенах залов которой от пола до сводов потолка размещено более 400 художественных полотен, содержит работы Караваджо, Тициана, Рафаэля, Веласкеса, Корреджо, Пармиджанино и прочих именитых мастеров XVII-XVIII вв.

Anna Capitolina

Невероятно, но факт остается фактом. Красивейшее историческое здание Палаццо Памфили на Пьяцца Навона больше никогда не будет принадлежать государству Италии. Оно было продано Бразилии в 1961 году, и с тех пор увидеть его интерьеры и величайшие шедевры мастеров эпохи Возрождения считается редкой удачей. Но тем не менее, это возможно.

Anna Capitolina ,

Палаццо Браски, в котором сегодня располагается Музей Рима, был возведен на месте ранее существовавшего здания, построенного в 1435 году по заказу префекта Рима Франческо Орсини – одного из представителей рода старейших княжеских семей итальянской аристократии.

Anna Capitolina ,

Галерея Корсини является единственной, сохранившейся практически полностью, римской квадририей XVII века и включает в себя римские скульптуры, неоклассические статуи, бронзу и мебель XVIII века, а также картины художников римской, неаполитанской и болонской школ. Основой коллекции стали произведения художественного искусства, собранные во Флоренции маркизом Бартоломео Корсини.

Anna Capitolina ,

Каждый городской квартал, каждое здание в Вечном городе имеют свою историю, и все они по-своему необычны. Квадратный Колизей в Риме, являясь наследием недавнего прошлого, привлекает к себе внимание не меньше, чем архитектурные шедевры средних веков. Palazzo della Civilá Italiana (Дворец Итальянской Цивилизации) – именно так официально называется одно из самых интересных монументальных зданий в римском квартале EUR.

Anna Capitolina

В одном из самых красивых зданий Рима, расположенном на Пьяцца Капо ди Ферро, можно увидеть великолепное собрание художественных произведений, являющееся семейной коллекцией нескольких римских кардиналов. Галерея в палаццо Спада содержит картины Тициана, Гвидо Рени, Артемисии Джентилески и многих других художников римской, болонской и фламандской школ.

Anna Capitolina ,

Место строительства – Прати ди Кастелло на правом берегу Тибра – было выбрано не случайно. Джузеппе Занарделли настоятельно требовал, чтобы Дворец правосудия располагался недалеко от замка Сант Анджело, являвшегося печальным символом судебных зверств Папского государства, утверждая тем самым новую концепцию справедливости.

Anna Capitolina ,

Национальная галерея старинного искусства официально была основана в 1893 году, после передачи князем Корсини в дар государству большой коллекции картин. Первоначально она располагалась на его вилле. Со временем дефицит свободного пространства для размещения постоянно пополняющейся коллекции заставил Министерство культурного наследия подыскивать для нее новые площади. Сегодня Галерея занимает два здания – палаццо Корсини и палаццо Барберини.

Anna Capitolina

История дворца, где сегодня проходят заседания Сената Итальянской Республики, началась в далеком XV веке, в период грандиозного преобразования внешнего облика древнего города. Именно в это время в Риме начали возводиться роскошные палаццо и виллы, принадлежащие знатным фамилиям.

Римские дворцы средневековья

С самого начала своего основания и на протяжении всех последующих веков Рим всегда отличался своей монументальностью и архитектурной элегантностью. Во времена Римской империи здания дворцов строились вокруг атриума – огромного открытого пространства, окруженного с четырех сторон крытой колоннадой. Подобные внутренние дворики, но гораздо меньших масштабов, в средние века являлись неотъемлемой частью проектов возводимых палаццо, а сами здания приобретали все более сложные архитектурные формы с аркадами и лоджиями, обретая тем самым отличительные черты аристократического жилища. Открытое внутреннее пространство римских дворцов часто использовалось для театральных представлений, светских приемов и проведения различных игровых турниров.

Дворцы Рима, и в особенности их дворы, служили также выставочным пространством. Так, например, в 1500 году внутренний дворик во дворце кардинала Джулиано Чезарини фактически стал музеем – кардинал позволял гостям полюбоваться своей коллекцией, представленной находками древнего искусства. Впоследствии, подражая кардиналу Чезарини, папа Юлий II поручил архитектору Донато Браманте построить Cortile ottagonale – знаменитый Восьмиугольный двор, где можно было бы разместить и выставить статуи собственной папской коллекции, а также спроектировать огромный двор дворца Бельведер в Ватикане.

Дворцы власти в Риме

Некоторые дворцы Рима, как и во многих мировых столицах, занимают органы власти, местного самоуправления и государственные учреждения.

Наиболее значимым местом римского представительства, несомненно, является Палаццо дель Квиринале – бывшая летняя резиденция понтификов, ставшая после 1871 года резиденцией королей Италии и, наконец, резиденцией президента Республики. Возвышаясь на вершине одного из семи холмов, Квиринальский дворец доминирует над Римом своими внушительными размерами и изумительным видом.

Еще один холм – Капитолийский, с одноименной площади которого открывается вид на великолепный Дворец Сенаторов, являющийся в настоящее время резиденцией муниципалитета Рима. Его окружают два старинных классических здания: Палаццо Нуово и Дворец Консерваторов, в которых сегодня размещаются Капитолийские музеи.

Недалеко от знаменитой площади Венеции находится Палаццо Валентини. Дворец, построенный в конце XVI века, с 1873 года является резиденцией областной администрации и штаб-квартирой римской провинции. В 2005 году в результате археологических раскопок под ним был обнаружен целый жилой район античного Рима, к которому сегодня открыт свободный доступ.

Среди жилых зданий влиятельных римских семей наиболее известными, несомненно, являются Дворец Монтечиторио постройки XVII века, где ныне располагается резиденция Палаты депутатов, и Палаццо Мадама – давняя собственность семьи Медичи, переданная впоследствии Папскому государству, а после 1870года – Итальянскому Королевству. Сегодня здесь находится Итальянский Сенат.

Исторический дворец Палаццо Киджи, возведенный в период 1572-80гг. Джакомо делла Порта, был передан под юрисдикцию итальянского государства в 1916г, которое разместило в нем Министерство колониальных дел. Сегодня он является официальным местом приемов председателя Совета министров Итальянской республики.

Виллы и дворцы - это, пожалуй, наиболее привлекательная часть архитектурного наследия Рима периода Средневековья. По своим масштабам они не могут сравниться с сооружениями античной эпохи, но в плане изящества архитектура эпохи Возрождения не знает себе равных. Виллы и дворцы в Риме стоит посетить еще и потому, что практически во всех из них располагаются интересные музеи и галереи.

Вилла Боргезе

Вилла чрезвычайно популярна у приезжающих в Рим путешественников и на это есть несколько причин: во-первых, здесь находится галерея с богатейшей коллекцией живописи; во-вторых, на обширной территории виллы также расположено два любопытных музея - Музей современного искусства и Музей этрусков; в-третьих, вокруг виллы разбит парк - один из самых крупных и красивых в Италии. Парк огромный: на то, чтобы обойти его пешком, уйдет не меньше, чем полдня. Его территория украшена скульптурами и фонтанами, работают аттракционы, мини-зоопарк и прокат лодок для прогулок по озеру.

Центральное место в композиции виллы отведено дворцу Палаццо Боргезе. Здание XVI века несколько раз достраивалось и расширялось, обретая все более впечатляющий внешний вид. Семейство Боргезе, а конкретно Сципион Боргезе, денег на виллу не жалели. Будучи кардиналом, Сципион Боргезе мог позволить себе построить роскошный дворец, чем он и воспользовался.

Спустя несколько веков, в начале XX века вилла и весь комплекс зданий были переданы городу, так что теперь резиденция кардинала служит общественным парком и музеем.

Вилла Фарнезина


С момента строительства в XVI веке у этого здания сменилось несколько владельцев: оно поочередно принадлежало крупному банкиру, кардиналу, династии Бурбонов, некоторое время в нем располагалось посольство Франции, в начале XX века его передали муниципалитету Рима. Вилла частично перестраивалась, но в целом сохранила свой первоначальный облик, кстати, довольно оригинальный для своей эпохи: в то время фасады зданий строили плоскими, а здесь крылья сильно выступают вперед.

Главная ценность виллы - ее внутренние помещения. Стены и потолок залов расписаны фресками авторства Рафаэля и Микеланджело.

Сюжеты картин иллюстрируют сцены из мифов Древней Греции и сочинений древнегреческих писателей. Окружающая территория виллы занята пышным садом, где растут фруктовые деревья. По своим размерам сад, разумеется, сильно уступает парку на вилле Боргезе, но он довольно приятный и фотогеничный.

Вилла Волконских

У этого поместья непростая судьба: здание было построено в 30-е годы XIX века, когда этим участком земли владела Зинаида Волконская. При жизни княгиня Волконская устраивала на этой вилле творческие вечера, куда приходили видные деятели искусства. Часто здесь гостили известные русские писатели и живописцы. Княгиня собрала внушительную коллекцию античных статуй, но до наших дней она не сохранилась.

Через сто лет после строительства наследники княгини Волконской продали виллу и она оказалась во владении фашистов. Те в подвале здания соорудили тюрьму с пыточной камерой. Во времена Второй мировой войны в застенках виллы пытали и расстреливали участников движения Сопротивления, а этажом выше во время визитов в Рим размещались высокие гости - руководство СС, Гебельс и Гитлер. После Второй мировой войны здание стало резиденцией британского посла.

Дворцы Рима
Палаццо Барберини

Этот дворец некогда принадлежал влиятельному семейству Барберини. Построили его в начале XVII века, когда один из представителей этого рода стал Папой римским. Над возведением фамильного поместья трудились несколько архитекторов, в том числе знаменитый Бернини. В духе традиций тех лет поверхность внутренних стен и потолка была украшена фресками с библейскими сюжетами.

Со временем династия Барберини обнищала и в XX веке ее представители стили распродавать фамильное наследие - собрание картин, античных статуй и редких рукописей. Здание тоже было частично продано. Чтобы сохранить дворец, власти города решили выкупить его и прилегающую территорию и провести реставрацию. Сейчас здесь открыта Национальная галерея античного искусства, где выставлено порядка 1500 экспонатов.

Палаццо Спада


Дворец, принадлежавший семейству Спада известен тремя особенностями: его фасад - один из самых пышно украшенных в Риме; в нем расположена Галерея Борромини - девятиметровый коридор, который из-за оптической иллюзии кажется длиннее в несколько раз; в здании находится одноименная художественная галерея с приличной коллекцией полотен художников эпохи Возрождения.

Здание с богато декорированным фасадом было построено в шестнадцатом веке, реставрировано в семнадцатом, а в двадцатом выкуплено государством для размещения в нем галереи и заседаний Государственного совета.

Дворцы Капитолийской площади


На относительно небольшом участке земли, вплотную друг к другу, на Капитолийском холме построены три дворца: по центру располагается Дворец Сенаторов, а по правую и левую сторону от него - дворцы-близнецы Дворец Консерваторов и Новый Дворец. Зеркальная симметрия фасадов дворцов - идея Микеланджело: здания уже были построены к моменту когда ему доверили реставрацию площади, он решил видоизменить их лицевую часть, чтобы они выглядели как составная часть архитектурного ансамбля. Все тот же Микеланджело пристроил к фасаду Дворца Сенаторов монументальную лестницу, благодаря которой, площадь смотрится более парадно.

Во дворцах Капитолийского холма сейчас работают музеи, где хранится много интересного, так что посетить этот место стоит обязательно, при этом времени лучше выделить с запасом - экскурсия с хорошим гидом выходит довольно насыщенной и продолжительной.

Сентябрь 22, 2018

История дворца, где сегодня проходят заседания Сената Итальянской Республики, началась в далеком XV веке, в период грандиозного преобразования внешнего облика древнего города. Именно в это время в Риме начали возводиться роскошные палаццо и виллы, принадлежащие знатным фамилиям, строиться новые и реконструироваться старые церкви и базилики, появляться изящные фонтаны и благоустраиваться парки. Палаццо Мадама является одним из наиболее изысканных архитектурных сооружений.

Папа Лев X Медичи

Территория, где сегодня располагается дворец, долгое время принадлежала монахам-бенедектинцам, которые во второй половине XV века передали ее во владение французскому монарху. Последний, в свою очередь, подарил часть земель своему казначею Синульфо Оттьери– епископу Кьюзи. Именно он в 1503 году и начал строительство фамильного дворца. После смерти священнослужителя, владение перешло в собственность брату Синульфо — Гуидоне, графу Монторио. Позже дворец присмотрел Джованни Медичи, сын Лоренцо Великолепного и будущий Папа Лев X. Поначалу Джованни снимал дворец, однако позже приобрел его в рассрочку и заказал Джулиано да Сангалло провести полную реконструкцию сооружения.

После изгнания семьи Медичи из Флоренции, Джованни был избран Папой под именем Лев X, а дворец стал римской резиденцией членов известного рода. После смерти понтифика, палаццо перешел в собственность кузина Джованни – Джулиано де Медичи, ставшего в последующем Папой Климентом VII.

Что за дама эта Мадама или почему дворец так называется

Палаццо Мадама был назван в честь Маргариты Австрийской, супруги герцога Алессандро Медичи и внебрачной дочери Карла V, императора Священной Римской Империи, короля Испании, Сицилии, Сардинии и Неаполя. В Риме Маргариту называли Мадама, а в данном палаццо она проживала довольно продолжительное время.

Однако это далеко не все, что мы хотим вам рассказать о знаменитой даме-мадаме! В истории существует как минимум две прославленные «Мадамы», а если еще немного покопаться в истории, то найдется третья и даже четвертая представительница слабого пола, претендующая на роль той самой Мадамы. Итак, давайте разберемся.

Палаццо Мадама, находящийся в Риме, не единственный дворец с таким названием. Второй расположен в Турине, на севере Италии. Римский дворец, как мы уже писали, был назван в честь Маргариты Австрийской, жившей в XVI веке; палаццо в Турине увековечил память Марии Кристины Французской, герцогини Савойской, вовлеченной во внешнюю политику Франции во второй четверти XVII века. Кроме этих двух довольно известных дам, в истории сохранились упоминания о других женщинах, называемых «Мадама». В Риме – это Виоланте Беатриче Баварская, о ней речь пойдет далее, а в Турине – Мария Джованна Батиста Савойско-Немурская, герцогиня Савойская, проживающая во второй половине XVII века.

Реконструкция палаццо Мадама и таинственные символы на фасаде

В XVII веке во время работ по реконструкции сооружения здание приобрело новый барочный фасад. Его автором стал Паоло Марушелли. Отличительной особенностью декоративно решения экстерьера здания является наличие огромного количества львиных атрибутов.

Декоративное оформление портала главного входа

Так, над главным входом в палаццо Мадама можно заметить львиную шкуру – напоминание об одном из 12 подвигов Геркулеса (он же Геракл), а в обрамлении окон второго уровня – самого героя древнегреческой мифологии. Его «портреты» чередуются с изображениями женского лица. Вы уже догадались, кто бы это мог быть?

Декоративное оформление окон второго яруса


Конечно же, это его госпожа – лидийская царица Омфала, дочь речного бога Иордана. Именно она, согласно древнегреческой мифологии, родила от Геракла Тиррена, прародителя, как считали Медичи, их рода.

Это интересно!


О ЧЕМ ГОВОРЯТ МИФЫ
Геркулес, проданный Гермесом в рабство, попал в подчинение прекрасной Омфале, воинственной и одновременно женственной царице. Очарованный ее красотой, Геркулес сложил оружие, снял львиную шкуру и, позабыв о своем боевом характере, стал угождать прихотям своей госпожи

История перевоплощения дворца


Несмотря на существенные изменения во внешнем и внутреннем облике палаццо, произведенные в XVII веке, Медичи практически не использовали его в качестве своей постоянной резиденции вплоть до 1725 года, пока фамильный особняк не облюбовала Виоланте Беатриче Баварская, супруга Фердинандо Медичи. Во второй четверти XVIII века, после кончины великого Герцога Тосканы Джана Гастоне, дворец перешел в собственность представителям боковых ветвей Лотарингского Дома.

В 1755 году Палаццо Мадама приобрел Папа Бенедикт XIV, родовой герб которого и сегодня украшает фасад здания. Так дворец стал собственностью Святого Престола. Тогда же, в ходе очередной реконструкции, перед палаццо была обустроена одноименная площадь, а некоторые помещения переоборудованы под офисы судебных инстанций и полиции. Позже сюда был перенесен головной офис Римской Республики, а еще спустя полвека – министерство Финансов. Таким образом, роскошный семейный дворец превратился в административное здание, коим и остается по сей день.

Первое заседание Сената в Палаццо Мадама в Риме прошло 28 ноября 1871 года, вскоре после вхождения в Вечный Город и провозглашения его столицей Объединенного Итальянского Королевства.

Посетить Дворец можно первую субботу каждого месяца (кроме августа)

Время работы с 10-00 до 18-00

Адрес — Piazza Madama, 11 РИМ

Палаццо Мадама – один из самых изысканных дворцов Рима


(Villa Farnesina, 1506 — 1510 гг.) расположена в и представляет собой образец элегантного городского жилища богатого аристократа эпохи Ренессанса. Работы над фасадом и интерьером выполнены лучшими мастерами того времени. Особенно прекрасны фрески работы . Вокруг здания раскинулась апельсиновая роща, посещение виллы во время цветения апельсинов – незабываемое впечатление.

Когда-то вилла Джулия (Villa Guilia, 1551 — 1555 гг.) была летней резиденцией римских пап, но уже более ста лет там находится музей этрусской культуры. Названа в честь первого владельца, папы Юлия III. Изящная постройка в стиле маньеризма выполнена архитектором Джакомо да Виньолой, а трехуровневую беседку вокруг садового фонтана и сам фонтан строил Амманатти под руководством (Giorgio Vasari). Беседка, так называемый нимфеум, была украшена фигурами лесных богов и предназначалась для обедов на свежем воздухе.

Строительство дворца Барберини (Palazzo Barberini, 1627 — 1633 гг.) связано с самым знаменитым представителем славного рода Барберини – папой Урбаном VIII. Строительство было начато архитектором Карло Мадерна, продолжили его и .
С 1949 года палаццо Барберини было полностью продано государству. Сейчас там находится Национальная галерея старинного искусства.

Дворец Канцелярии (Palazzo Della Cancelleria, 1489 — 1513 гг.) – монументальное и вместе с тем изящное творение великого архитектора Браманте. Построен на деньги, выигранные в карты племянником папы Сикста IV, кардиналом-камерлингом Рафаэлем Риарио. Выигрыш был воистину большой удачей – архитектурная гармония постройки достигла своего совершенства. В 1517 году папа Лев X разместил здесь свою канцелярию, откуда и название палаццо.

Кардинал Бернардино Спада купил дворец (Palazzo Spada, первая половина XVI в.) в 1632 году и, желая превратить его в пышное фамильное жилище, пригласил для реконструкции Борромини. Эффект превзошёл все ожидания. Фасад палаццо Спада – самый роскошно декорированный в Риме. Из внутреннего дворика открывается вид на Перспективу Борромини – девятиметровую галерею, которая выглядит вчетверо длиннее. Эффект достигнут благодаря наклонным полам и сужающимся аркам. Художественная галерея, расположенная в четырёх залах первого этажа, содержит работы Гвидо Рени, Альбани, . В 1927 году дворец был куплен государством, с тех пор галерея открыта для посещений. Здесь же проходят заседания Верховного Совета.

Палаццо Венеция (Palazzo Venezia, 1455 г.) – уникальное здание на площади Венеции, в архитектуре которого Средневековье встретилось с Ренессансом. Грозные стены с прямоугольными зубцами похожи на стены Московского Кремля. Бросаются в глаза ассиметричные окна – считалось, что через такие злой дух не может войти в дом. Первоначально дворец был резиденцией кардинала Пьетро Барба, посла Венецианской республики. В 1930-е годы его облюбовал , и с балкона палаццо Венеция звучали фашистские призывы. Сейчас там расположился Национальный музей.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ