Норвежские сказки: дороги, тролли и фьорды. Лестница Троллей в Норвегии: очарование суровых и неприступных пейзажей Сервис для туристов

Дорога троллей в Норвегии является одной из популярных достопримечательностей страны, имеющим интересную историю и красивейший уникальный ландшафт. Крутые подъемы и спуски, суровые северные пейзажи, скалы, водопады и фьорды - вот что привлекает сюда туристов.

Дорога Троллей (Норвегия): описание

Эта современная дорога представляет отрезок трассы Norwegian County Road 63, проходящий через юго-западный регион Вестлан, губерния Мере-ог-Ромсдал в Норвегии. Почти 100 лет назад она связала два небольших городка - Олданснес и Валлдал, которые расположены в соседних долинах и уже несколько столетий разъединены ущельем и реками. Местные жители дали ей свое название - «Лестница Троллей» (норв. Trollstigen).

Маршрут ее имеет протяженность 106 км, а сама она являет собой узкий серпантин, имеющий 11 очень крутых поворотов, по всей длине огороженный невысокими заборами из камня. Ширина трассы в самых узких местах достигает 3,3 м, поэтому езда по ней - «не для слабонервных» и представляет самое настоящее эмоциональное испытание.

В некоторых местах дорога поднимается на высоту несколько сотен метров над уровнем моря, а перепад между крутыми виражами иногда составляет 12%.

Из-за неблагоприятных погодных условий Дорога Троллей (Норвегия) не всегда пропускает туристов: она открыта только с мая по октябрь, причем точные даты начала/окончания работы зависят от погоды.

История

Начало строительству было положено еще в конце 19 века, когда в регионе назрела необходимость соединить поселки и города дорогами, проходящими через ущелья. В городе Румсдалене начиная с 16 столетия каждый год проходила самая крупная региональная ярмарка, при этом транспортной связи между соседним Валлдалом тогда не было.

Проект строительства горной дороги в Норвегии в этом месте был впервые представлен в 1894 г., однако местные власти признали его непригодным из-за сложного ландшафта. И только в 1905 г. постройка трассы была начата, при этом успели проложить только первые 8 км, а закончили ее уже в 1913 г.

Позднее архитектор Ховендак предложил свой вариант трассы, предназначенной для автомобилей. Он же и отметил всю живописность местного ландшафта и сделал предположение о будущей популярности его у туристов.

Очередное строительство затянулось на много лет из-за непродолжительного теплого сезона, ему препятствовали также снежные лавины, камнепады и снегопады. Закончить стройку смогли только в 1936 году, в период правления короля Хокона 7, который торжественно принял готовую дорогу. По просьбе местных жителей тогда и было ей присвоено название «Лестница Троллей».

Сейчас дорога имеет идеальное современное покрытие, такое же, как и другие транспортные артерии Норвегии. По мере роста интереса туристов к такой достопримечательности назрела необходимость в строительстве смотровой площадки, пунктов питания и продажи сувениров, туристического центра. Со временем все эти здания были возведены на самом высоком месте дороги.

Пейзаж

Самое сильное впечатление производит не сама трасса, а окружающие ее пейзажи, демонстрирующие дикую северную природу страны: фьорды, зеленые холмы, остроконечные скалы и красивые парковые зоны. Созданная руками человека, дорога органично вписывается в ландшафт и гармонично сочетается с ним.

Дорога начинается сразу за специальным знаком, изображающим силуэт тролля, на котором многие туристы оставляют свои комментарии о впечатлении. При каждом повороте Дороги Троллей (Норвегия) открываются потрясающие виды на горы, водопады, леса посреди ущелий и т. д.

На различной высоте по всей длине трассы построены специальные карманы для машин, которые позволяют припарковаться и осмотреть окружающий ландшафт. Здесь каждый желающий может выйти из машины и пройти по тропинке к небольшим смотровым площадкам и местам, предназначенным для пикника. Туристы с удовольствием могут пообедать прямо на свежем горном воздухе, сидя на уступе скалы и любуясь прекрасным водопадом или другим, не менее живописным пейзажем.

Мосты и водопады

На середине трассы расположено удивительное, впечатляющее сооружение — узкий мостик над водопадом Стигфоссеном. При проезде по нему кажется, что вода бурлит прямо под колесами автомобиля. Извергая массивные потоки воды с высоты 180 м, водопад вызывает у людей ощущение вечного движения и мощи природы.

Вдоль трассы также сделаны ступенчатые бассейны, в которых можно искупаться. Вода, конечно, холодная, однако ко второй половине дня нагревается под солнечными лучами.

Кроме этого, на Дороге Троллей есть еще три моста: Гудбранн, Холь и Крихе. Все они выложены камнями по бокам, такими же, как и вся дорога.

Сервис для туристов

Специально для тех, кто совершает путешествие по Норвегии, по ходу маршрута Дороги троллей на середине пути расположена зона для парковки машин, где есть множество сувенирных лавочек и магазинчиков. Здесь же стоят трейлы для катания на велосипеде и другие развлечения, позволяющие скрасить досуг посетителей.

Отсюда можно пройти к основной точке интереса туристов — смотровой площадке Aurland Look. Это позволит осмотреть долину Валльдален с высоты 600 м, фьорды и стену Троллей, а также увидеть город Ондалснес и водопад Стигфоссен. Именно здесь фотографируются все туристы, однако в плохую погоду площадка погружается в плотный туман.

Тем, кто хочет прокатиться по дороге с ветерком, лучше сразу следует знать, что:

  • в разгар сезона количество автомобилей на дороге достигает 2,5 тыс. ежесуточно;
  • установлено ограничение скорости в 80 км/ч.

Дорога Троллей в Норвегии имеет интересные особенности:

  • высшая точка дороги называется Стигрере (858 м);
  • максимальный уклон дорожного полотна на некоторых участках достигает 9 %;
  • проезд транспорта длиной более 12,4 м запрещен из-за слишком узких мест, где машины не могут разъехаться;
  • в зимнее время трасса закрыта из-за повышенной опасности;
  • название «Лестница» трасса приобрела за внешнюю схожесть серпантина, поднимающего ступенями вверх.

Как добраться

Ехать в такие места лучше на собственном автотранспорте. При путешествии по Норвегии на машине с севера сюда можно попасть следующим образом: не доезжая до города Ондалсанеса 5 км, следует повернуть на трассу № 63, которая и позволит доехать до Тролльстигена. Если же добираться из Осло, то надо выбирать трассы Е4 или Е6 и ехать до Лиллехаммера, затем по Е6 до Думбоса, где надо свернуть на трассу Е136 и дальше аналогично первому маршруту.

При отсутствии своего транспорта, можно воспользоваться экспресс-автобусом, следующим по маршруту от Ондалснеса, который сопровождает гид, рассказывающий по дороге обо всех местных достопримечательностях. Добраться до ближних населенных пунктов можно и на поезде от станций Осло и Тронтхейма, а дальше все равно на автобусе.

С 2012 г. в начале Дороги Троллей основан туристический центр, который оказывает любую помощь туристам, даже в самых трудных ситуациях. Там же можно пообедать в кафе и купить местные сувениры.

Заключение

Дорога Троллей в Норвегии ("Тролльстиген") является инженерным шедевром, которые был возведен благодаря нестандартной дизайнерской мысли. Воплощенный в жизнь проект позволил оптимизировать торговые коммуникации региона и увеличил его туристический потенциал. Дорога окружена уникальным северным ландшафтом и буквально пропитана атмосферой норвежских мифов и преданий.

Любителям активного туризма, всем тем, кто ценит северную красоту Норвегии, мечтает полюбоваться на водопады и фьорды, такая жемчужина среди достопримечательностей страны позволит провести отпуск захватывающе и незабываемо. Пикник на высоте 858 м станет запоминающимся событием. Только обязательно надо помнить, что «Лестница Троллей» открыта только несколько летних месяцев.

Тролли для Норвегии - это больше, чем медведи для России. Это национальный символ. Оно и понятно - где же ещё водиться троллям, как не в стране с таким количеством причудливых скал и гор. Смотришь на них и поневоле начинаешь верить, что это гигантские существа, не успевшие до восхода солнца спрятаться в пещеры и потому превратившиеся в камень.

Лестница троллей или Дорога троллей - это одно из самых интересных сооружений в Норвегии. Ещё в 19 веке жители долины Валльдален мечтали о том, чтобы у них была дорога, ведущая в другую долину, Румсдален, в которой действовала ярмарка, одна из крупнейших в регионе. Однако между двумя долинами лежали неприступные горы, и сообщаться можно было только в обход, а это более полутора сотен километров.

В конце 19 века стали проводить инженерные изыскания на тему того, нельзя ли построить дорогу напрямую через горы, хотя на первый взгляд было очевидно, что это невозможно - слишком уж крутым был подъём, изрезанный к тому же горными реками и водопадами. В 1894 году один из инженеров предложил возможный маршрут дороги, однако его начальству он показался слишком авантюрным, и они отправили проект на дополнительное обследование, которое продлилось ещё два года. После подтверждения возможности постройки такой дороги прошло ещё 40 лет до того момента, как все работы были завершены - дорогу торжественно открыли лишь в 1936 году.

Норвежский король Хокон VII лично принимал окончание работ. Его попросили дать название дороге, и король нарёк её "Тролльстигвеген", то есть "Дорога Лестница Троллей".

Это долина Румсдален, зажатая между горными хребтами. Именно по ней мы подъехали к Лестнице троллей:

Перед самым подъёмом есть небольшая стоянка для того, чтобы люди перевели дух и полюбовались на то, что им сейчас предстоит. Практически все стоят, задрав головы, и разглядывают головокружительный подъём:

Знаменитый дорожный знак "Осторожно! Тролли!" перед въездом на Лестницу:

Шлагбаум, перегораживающий проезд. Дорога троллей открыта достаточно короткое время - с мая по октябрь. В другое время года она смертельно опасна, поэтому её закрывают.

А вот и сама Лестница, точнее её первая часть. Сначала дорога в несколько витков карабкается примерно до середины горы.

Потом доходит до узенького мостика, переброшенного через бурный горный поток Стигфоссен, который обрывается 180-метровым водопадом:

За мостиком она делает ещё несколько петель, преодолевая вторую половину горы. Всего за этот подъём дорога делает 11 крутых поворотов и поднимается на 858 метров. При этом во многих местах ширина пути составляет всего 3,3 метра, поэтому разъезжаются встречные машины с трудом - одна прижимается почти влотную к скале, другая - нависая над пропастью. Из-за этого проезд по Лестнице запрещён транспорту длиннее 12 метров, однако более короткие автобусы и трейлеры всё-таки прутся на эту дорогу, подчас вызывая целые заторы.

Везде даются предупреждения, что эта дорога - только для опытных водителей. Я проехал её без особых проблем, хотя девчонки охали и ахали, когда прямо за окном машины начиналась пропасть.

Интересных ощущений добавляет и то, что трасса не огорожена какими-либо современными барьерами - по бокам, обозначая конец дорожного полотна, многие десятилетия стоят лишь крупные булыжники. Если машина сорвётся, то эти камушки, конечно, её не удержат. Кстати, такие дорожные ограждения исторически приняты на многих горных дорогах Норвегии.

Вот, наконец, мы поднялись наверх, можно остановиться, перевести дух и разглядеть Лестницу Троллей во всём великолепии. К сожалению, даже панорама не даёт полного представления о том, как это всё выглядит сверху. С вершин, грохоча, несутся несколько водопадов, которые в итоге сливаются в один поток и превращаются в речку, текущую по долине. А от петель дороги и букашек-машин, вертящихся по ним, испытываешь головокружение.

Вот, смотрите - дорога идёт из долины (там виднеется стоянка, откуда я делал фотографии снизу), потом начинает петлять, поднимаясь в гору, доходит до мостика - и дальше ещё в несколько крутых петель забирается до того уровня, откуда сделана фотография:

До самых вершин дорога, конечно, не идёт - незачем. Она продолжается дальше по горному плато. Однако вершины видны очень хорошо, они называются "Котлы троллей":

Вот Наташа пытается столкнуть огромный булыжник вниз, на дорогу. :-) Обратите внимание на треугольные тени внизу - это тени "Котлов троллей".

А здесь Наташа сидит у небольшого каменного очага и столика троллят. На заднем плане виден один из "Котлов".

Долина остаётся позади и далеко внизу. Слева - "Котлы":

Здесь дорога уже совершенно не опасна - мы набрали высоту и дальше движемся по горному плато:

Деревья здесь не растут, мы вновь поднялись до тундры. Ощутимо похолодало.

Сине-зелёные озёра натекают из снега. Который к концу июля так и не успел полностью расстаять.

Норвегия славится как суровая и холодная страна. Туристам нужно быть готовым к тому, что даже летом она встретит их негостеприимными погодными условиями – даже в июне холодные ветра, дожди и сырость здесь не являются редкими гостями. Так же суровы и местные пейзажи, однако именно в этой суровости и неприступности кроется их очарование для посетителей.

Тем, кто отважится посетить с туристическим визитом норвежские фьорды, в память врежутся скалистые вершины гор, холодные морские берега, изрезанные заливами, стремительные горные реки и водопады. Одной из достопримечательностей туристической Норвегии является Дорога Троллей (или Лестница Троллей, как еще ее называют). Расположена Trollstigen в северной части Вестланн – западного региона страны. Она представляет собой часть национальной трассы RV63, которая соединяет города Ондалснес, что в коммуне Реума, и Валлдалл из коммуны Нордаль.

Чем же так привлекает туристов всего лишь участок горной дороги?

Лестница Троллей – это по сути сочетание современных инженерных технологий и природной красоты. В этой части страны можно увидеть величие, как естественных сил, так и антропогенного влияния на мир.
Длина трассы составляет 106 километров, в течение которых она не раз меняет свое направление, поднимаясь в горы. За время прохождения Дорогой Троллей можно отметить 11 резких поворотов, которые станут настоящим испытанием для водителей.

Не знаете как провести зимние каникулы? Тогда вам в любителя горных лыж и сноуборда.

А может вы любитель рыбалки? Тогда необходимо отправиться в Норвегию, но для начала ознакомиться с статьей.

На всей своей протяженности, Лестница Троллей поднимается на 858 метров над уровнем моря. Перепад высот между некоторыми ее поворотами порой доходит до рекордной отметки в 12%. Как и любая горная дорога, Лестница Троллей узкая, а в некоторых участках имеет 3,3 метра ширины.

Проезд по ней автотранспорту, длиной больше 12,4 метров, запрещен.
По причине сложности проезда, а также из-за специфики погодных условий этого региона, Лестница Троллей открыта не всегда. Сезонность накладывает свой отпечаток на ее посещение. Трасса открыта в период с мая по октябрь, однако, даты открытия и закрытия зависят от текущих погодных условий.

Однако, несмотря на трудности проезда, Trollstigen привлекает тысячи туристов. Все они первым делом оказываются впечатлены крутыми изломами Лестницы – ведь при взгляде на нее снизу, из долины, кажется, что подняться по ней не то, что на автотранспорте, но даже при помощи альпинистского снаряжения затруднительно. Но это только на первый взгляд. На самом деле, трасса RV63 славится отличным покрытием и качественной продуманной разметкой, как и все дороги Норвегии.
Въезд на Лестницу Троллей не спутать ни с чем – он обозначен специальным дорожным знаком, на котором закономерно изображен силуэт тролля. Знак этот любим туристами, которые оставляют на нем стикеры и надписи со своими именами – чтобы увековечить собственное посещение этого места. А вот за знаком начинается настоящее волшебство – практически с каждого метра Дороги Троллей открываются потрясающие виды на горы, ущелья, многочисленные водопады и леса.

Для удобства автомобилистов по всей ее протяженности на разных уровнях высоты есть специальные карманы для автомобилей – в них можно припарковаться, выйти и, как со смотровой площадки, осмотреть окрестности.

От подобных карманов также часто уходят в стороны специальные тропы, ведущие к другим смотровым площадкам и местам, предназначенным для проведения пикников. Так что, если есть желание пообедать, сделать это можно прямо на свежем воздухе, на одном из уступов скал.
В летнее время для туристов есть возможность искупаться в ступенчатых бассейнах, расположенных вдоль достопримечательности. Вода в них чаще всего прохладная, но нагревается от солнечных лучей.

Примерно на середине Лестницы водителей ожидает еще одно впечатляющее испытание – им предстоит преодолеть узенький мост, перекинутый через водопад Стигфоссен.

Мощный поток воды бурлит под колесами автомобиля, когда пересекаешь это место. Кульминацией посещения Trollstigen станет обзор с верхней смотровой площадки на высоте свыше 800 метров над уровнем моря. С нее можно обозреть прекрасные виды на долину Валльдален, фьорд Ромсдал, стену Троллей, увидеть с высоты город Ондалснес и взглянуть на водопад Стигфоссен.

На вершине достопримечательности расположен сувенирный магазин. В отличие от ярких лавочек, которые встречаются в Европейских городках, магазин здесь настолько органично вписан в окружающий ландшафт, что его можно не заметить с первого взгляда.
Да и в целом, рукотворные элементы этой трассы вписываются в естественный пейзаж, как будто были задуманы самой природой. Это касается и мостов, которых придется пересечь в пути целых три – Гудбранн, Холь и Крихе, и выложенных естественным камнем боковых заграждений, которыми аккуратно выложен весь путь.

Для чего же понадобилась норвежцам необычная трасса на столь сложной для проезда местности?

Необходимость в дорожном сообщении на этом участке возникла еще в 1905 году, когда правительство Норвегии приняло решение о создании дороги, соединяющей долины Румсдаллен, где с XVI столетия регулярно проводилась ярмарка, и Вальдллен, жители которого на ярмарку хотели попадать с комфортом. Первые 8 километров были построены еще тогда.

Историческая справка

К 1913 году первый вариант соединяющей долины дороги был окончен. Однако архитектор Ховендак предложил более масштабный вариант – автомобильную трассу, соединяющую эти долины. Он предположил, что живописный перевал, через который должна была пролегать будущая Дорога Троллей, станет отличной точкой в туристическом маршруте по стране.

Поскольку норвежское лето очень коротко, строительство затянулось на долгие годы – в зимнее время ему всячески препятствовали лавины, снегопады и камнепады, сводившие деятельность по прокладке трассы на «нет».

— это то, что вам необходимо зимой.

Решили посетить Норвегию? Тогда прочитайте интересные об этой удивительной стране.

Видео-заметка о фьордах Норвегии. Смотрите тут —

В 1936 году король Хокон принял сдачу дороги, и она начала свое существование, как туристический маршрут. Тогда же по просьбе жителей коммун он дал ей название – Лестница Троллей. Чтобы добраться до этого норвежского чуда, туристам потребуется обзавестись личным или арендованным автотранспортом, поскольку это – удобный и безопасный способ путешествия по Дороге Троллей.

Как добраться до Лестницы Троллей

Если планируется начинать путешествие с северной части страны, к примеру, из Тронтхейма, то по дороге в Ондалснес следует свернуть на трассу RV63 на мосту Согге. При проезде из столицы Норвегии, следует ехать по шоссе Е60 до Лиллехаммера, а оттуда выезжать на трассу Е136, которая приведет все к тому же мосту Согге, откуда можно попасть на RV63.
Если же путешествие планируется средствами общественного транспорта, то попасть на Лестницу Троллей можно из города Ондалснеса, откуда ходят туристические экспресс-автобусы.

В Ондалснес можно попасть как рейсовыми автобусами, так и поездами, которые ходят из Осло и Тронтхейма ежедн.

Для туристов с 2012 года у подножия Лестницы Троллей работает туристический центр. Кроме получения любого рода помощи в затруднительных ситуациях, там можно приобрести сувениры, пообедать в кафе перед длительным путешествием.

Лестница Троллей – повод для посещения Норвегии. Это подтвердит любой турист, побывавший на этой дороге. Правительство страны заслуженно считает эту достопримечательность жемчужиной туристических маршрутов Норвегии.
Для тех, кто любит активный туризм, ценит красоту и суровость пейзажей северного края и мечтает увидеть воочию фьорды и водопады, этот маршрут станет незабываемым приключением, а также способом провести летний отпуск нестандартно и интересно. А пикник на высотах Лестницы Троллей и вовсе станет самым необычным событием в жизни любого туриста.

В этой статье я расскажу, как мы ездили по дороге Троллей, что видели. Упомяну все достопримечательности на которые нужно обратить внимание, чтобы ничего не пропустить. И прямо сразу вас порадую, проезд по дороге Троллей абсолютно бесплатен, даже парковки рядом с достопримечательностями бесплатны, что не мало важно для дорогущей Норвегии.

Тролльстиген — часть национального туристического маршрута. Она представляет из себя участок дороги с 11 крутыми поворотами, позволяющий взобраться на автомобиле на гору Stigrøra (858 метров над уровнем моря). Это дорога раньше имела большое значение для местного населения т.к. позволяла жителям ездить на ярмарку. Сейчас же эта дорога стала больше туристическим аттракционом. Там катают туристов на больших автобусах. Маршрут очень удобен для круизников: — дорога Троллей. Большинство туристических путеводителей относят эту дорогу к «must see» достопримечательностям страны Фьордов.

Утром мы двинулись в сторону Тролльстиген из Валлдала (это со стороны Гейрангера), поэтому фотографии буду показывать в последовательности от Валлдала к Трольстинген. Дорога медленно, но верно ползла вверх. Вначале пути проезжали мимо многочисленных клубничных плантаций. Торговля клубникой происходила прямо у места сбора ягоды. Приценяться мы не решились, норвежские цены почти всегда вызывают шок.

Дорога Троллей на карте

Все места, упомянутые в статье на карте. Все точки подписаны и снабжены фотографиями. Всего от Валлдала до Ондалснеса около 50 км, но с учетом того, что дорога горная и очень красивая, часто останавливались фотографировать, мы ехали около 3 часов.

Речной порог Гудбрандсьюве

Остановились посмотреть на речной порог Гудбрандсьюве (Gudbrandsjuvet), некоторые называют это место Ведьмиными котлами, что в общем то соответствует содержанию. Рядом расположена бесплатная парковка и щит с туристической информацией и кафешечка. Ходить никуда нужно, порог расположен прямо у самой дороги.

Гудбрадсьюве находится на полпути между центром Валлдала и Тролльстигеном и представляет собой несколько водоворотов на отрезке реки в 5 метров шириной и 20 – глубиной. Мощь потока на самом деле очень впечатляет, фотографии не передают и малой толики тех ощущений, которые мы испытали стоя рядом с этой необузданной стихией. Поток ревет, в буквальном смысле этого слова, вода извиваясь в бесчисленных водоворотах «кипит» и клокочет. Не дай бог ни одному живому существу упасть случайно в реку, «Ведьмины котлы» живым никого не отпустят.

Гудбрандсьюве

Согласно легенде из XVI века, ущелье было названо в честь человека по имени Gudbrand, который бежал со своей невестой и улизнул от своих разъяренных преследователей, перепрыгнув через ущелье в самом узком месте. Gudbrand был объявлен вне закона за свои дела, и жил до конца своей жизни в каменной хижине в одной из боковых долин выше Gudbrandsjuvet. Долину до сих пор называют Гудбрандсдален. Какова была судьба похищенной невесты, так и осталось загадкой…



Гудбрандсьюве

Над порогом проложены мостики, чтобы все могли увидеть грохочущий горный поток. Умеют норвежцы сделать достопримечательность в любом месте. Смотровые площадки в Норвегии разрабатывают известные архитекторы. Здание кафе из стекла и бетона выглядит очень оригинально. То ли еще будет.



Гудбрандсьюве

Дальше начался подъем в гору, плавный без серпантинов. Вдоль дороги стал попадаться снег, похолодало. Переместились на уровень горных тундр. На солнце в тундре было тепло, по ночам наверное там мороз, раз снег не успевает растаять в июле.

Остановились покидались снегом. К нам тут же подбежало стадо овец за угощением. Овцы там почти хищные, к каждой остановившейся машине они устремляются всем стадом, снимать дань. Инстинкт у баранов выработался — железный, сразу бегут к багажнику. Если турист не дает чего-нибудь, бараны начинают пытаться пожевать ветровку, куртку или на худой конец штанину.





Едем прямо в облако. Выше облаков уже не было. Так на автомобиле мы поднялись над облаками.



Кто бы мог подумать, что можно испытывать радость при встрече со снегом в июле. Наверное это потому, что точно знаешь, что снег локален и скоро опять будет лето. В ноябре сильной радости по поводу снега я не испытываю. В летней обуви на снегу было очень скользко.



Смотровая площадка Тролльстиген

Цент визитов непосредственно у перевала Тролльстиген выглядел еще более стильно. Косая крыша, по которой можно гулять, смотровые площадки над самой пропастью и ревущим водопадом с ограждением из стекла, организованный каскадный водоем у самого обрыва. Машину можно было запарковать просто вдоль дороги бесплатно.



Интересно наблюдать, как машинки внизу пропускают друг друга, дорога там узкая, чтобы разъехаться со встречным нужно заехать в карман и прижаться к стене или к краю пропасти. Особенно страшно видеть, как едут по этой дороге большие туристические автобусы, на повороте они заходят по большому кругу, так что всем приходится их пережидать по карманам. Движение по этой дороге транспорта более 13 метров длинной запрещено.



Зимой этот перевал закрыт, как и многие другие перевалы Норвегии. Обычно Тролльстинген открывают в мае, и работает он до конца октября, но даже в этот период возможно его закрытие из-за погодных условий. При гололеде движение по перевалу останавливают.







Любопытно, что эту дорогу построили в 1936 году. До этого через перевал ходили караваны вьючных животных под руководством опытных проводников. Сейчас вы при желании можете повторить их опыт и пройтись по перевалу пешком. Для этого создан размеченный пешеходный маршрут Kløvstien . Данный пешеходный маршрут классифицируется, как тяжелый. Для его прохождение потребуется не менее 1 часа и хорошая физическая форма, набор высоты 424 метра, протяженность 2,5 км.



Указатель пешеходного маршрута

Автобус на дороге Троллей, Трольстинген

Ну и не могли мы устоять перед обаянием норвежских троллей.



Тролли на дороге Троллей

Внизу после проезда перевала есть парковка с которой и полагается начинать пешее восхождение по маршруту Kløvstien .

В долине Ромсдал, начинающейся сразу у подножия перевала есть еще одна природная достопримечательность — Стена Троллей (Trollveggen). Это гора с почти вертикальной стеной, высотой около 1000 метров. Стена Троллей очень популярна у профессиональных альпинистов, существует около 12 маршрутов для ее преодоления, там ставят серьезные спортивные рекорды. Обыкновенные туристы могут просто на нее посмотреть, как на чудо природы. Рядом со стеной Троллей построен еще один центр визитов из стекла и бетона



Долина Ромсдал

Вдоль этой дороги расположено несколько кемпингов, долина очень живописна, жаль, что мы не остановились там на ночевку. По общим итогам поездки скажу, что этот день был самым интересным. С одной стороны мы весь день перемещались, выходили только в интересных местах фотографировать, но пейзажи по дороге были настолько завораживающими, что они сделали наш день.

В этот же день мы успели проехаться . Про стоимость проезда по маршруту Тролльстинген — Атлантическая дорога — Кристиансунд читайте в следующей статье. Тут сильно порадовать не чем.

так же на моем сайте вы сможете узнать, там же я описываю особенности проживания в кемпинг-кабинах.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


В дословном переводе с норвежского название этой дороги переводится как «лестница» и если посмотреть на нее свысока, то можно понять, почему именно так ее называют норвежцы.

"Лестница троллей" (Trollstigen, в русских источниках также распространено название "Дорога троллей") - одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии. Находится в северной части западной Норвегии. Дорога расположена в 15 км южнее городка Ондалснес (Åndalsnes) в провинции Мёре-о-Румсдал (Møre og Romsdal). Строительство дороги началось в нач. XX в. Дорогу открыли 31 июля 1936 г. На открытии присутствовал король Норвегии Хокон VII, который и дал название новой дороге - "Лестница троллей". Эта популярная туристическая дорога, соединяющая долины Валльдал (Valldal) и Румсдал (Romsdal), поднимается на высоту 858 метров над уравнем моря и считается примером инженерного искусства.

Захватывающий дух серпантин с 11 крутыми поворотами протянулся на 6 км. Дорога в окружении высоких гор и низвергающихся с огромной высоты водопадов выглядит чарующе.

Величие природы подчеркивают и названия здешних горных пиков: Король (Kongen), Королева (Dronningen), Епископ (Bispen). Поднявшись к высшей точке дороги и выйдя на смотровую площадку, можно полюбоваться прекрасным видом на долину Валльдал, водопад Стигфоссен (Stigfossen), город Ондалснес.

Интересна и старая пешеходная дорога, тропа Клёвстиен (Kløvstien). В течение сотен лет она использовалась местными жителями как единственный способ попасть из долины Румсдал в регион Суннмёре (Sunnmore). После открытия в 1936 г. "Дороги троллей", пригодной для автотранспорта, эта тропа по-прежнему используется. Пешая прогулка начинается в густых лесах долины и заканчивается в скалистой местности у водопада Стигфоссен (высота 180 м).

Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов, высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen). На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.

В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.

Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.

История строительства


Акт приёмки дороги за подписью короля Норвегии Хокона VII

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году, подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905—1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон.

Работы начались в 1905 году, а в 1913 году строительство дороги было завершено. И хотя дорога была готова, у Нильса Ховденака имелись более обширные планы, а именно прокладка автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В частности, он писал: «Помимо прочего, дорога через горы между Вальдаленом и Ондалснесом станет важным туристическим маршрутом и, прежде всего, потому что этот перевал в смысле природного ландшафта самое лучшее, что есть в нашей стране». Ховденак разработал новый план и составил смету расходов на строительство автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В письме от 5 октября 1916 года директор Строительного ведомства сообщил, что Департамент общественных работ (норв. Arbeidsdepartmentet) дал разрешение на начало строительства дороги. В первую очередь были построены мосты Гудбранн (1919), Холь (1921) и Крихе (1926-27). Со стороны Румсдаля работы начались в 1928 году. Строительство заняло продолжительное время. Лето было коротким, а местность горная, поэтому строительству угрожали камнепады и снежные лавины. Однако 31 июля 1936 года дорога была готова и представляла собой 11 поворотов на крутых горных склонах с многочисленными искусственными сооружениями в виде стен из природного камня и мостов. Король Хокон лично принял сдачу дороги между Валльдаленом и Румсдаленом.