Самолеты на ходынском поле. Основные кладбища самолетов россии. Условия хранения самолетов

Каждый самолет когда-нибудь приземляется, чтобы затем не взлететь. Век крылатых машин относительно недолог, и тем печальнее их конец: созданные, чтобы летать, они, даже обветшавшие, тоскуют по небу. IT.TUT.BY выбрал семь наиболее интересных кладбищ самолетов.

Чернобыль, Украина.

Почти 30 лет назад из этого города ушла жизнь. Заброшенные дома, опустевшие больницы говорят о том, что цивилизация, увы, не всесильна. Большая часть техники, используемая при ликвидации катастрофы, сама стала источником радиации и была оставлена здесь же. Этим вертолетам уже никогда не взлететь, а их останки хранят в себе смертельное излучение.

Ходынка, центральный аэродром имени Фрунзе, Москва.

Построенный более 100 лет назад, сейчас этот аэродром заброшен. Последний самолет – противолодочный Ил-28SD для ВМС Индии – взлетел с этого аэродрома 3 июля 2003 года, после чего объект закрыли. На остатках взлетно-посадочной полосы остались списанные самолеты и вертолеты. Первоначально планировалось организовать "Музей авиации на Ходынском поле", но что-то не срослось, и неохраняемая экспозиция со временем превратилась в авиакладбище.

Калифорния, авиационный склад

Почему именно это место? Все просто: ветхие самолеты, расположенные здесь, часто используются в качестве декораций для съемок различных фильмов и сериалов. Это место стало культовым не только для любителей авиатехники, которых пропускают на территорию за умеренную плату, но и киноманов.

Авиабаза Девис-Монтен, самое дорогое кладбище самолетов

В Аризоне расположено самое дорогое в мире кладбище самолетов, его площадь достигает 6500 га. Здесь ветшают 40 космических аппаратов и более 4000 армейских и гражданских самолетов. Впрочем, не все летательные аппараты здесь поставлены на вечную стоянку, есть и те, кто задержался на время: авиационное кладбище еще используется в качестве бесплатной стоянки. По оценкам специалистов общая цена всех объектов, находящихся здесь, составляет около 35 млрд долларов. Здесь проходили съемки фильма "Трансформеры: Месть падших".

Авиакладбище в пустыне Мохаве

Одно из крупнейших собраний авиационного металлолома находится на юго-востоке от пересечения автострад 14 и 58 в США, это район пустыни Мохаве. Большинство самолетов, находящихся здесь, в плачевном состоянии: у них нет двигателей, крыльев, большинство похоже просто на груды искореженного металла.

Аэропорт Пинал Эйрпарк, Марана, Аризона, США

Основная цель существования этого места – хранение заброшенных коммерческих авиалайнеров. Как поговаривают местные жители, если Boeing ушел на пенсию, то он окажется именно здесь. Под стоянку отведено около 840 га площади.

Частная коллекция Вальтера Соплата

Американец Вальтер Соплата за свою жизнь купил около 50 двигателей и 30 самолетов времен Второй мировой войны. После его смерти в 2010 году родственники решили сохранить дорогостоящую коллекцию в тайне, чтобы ее не разграбили. О необычном заброшенном авиамузее, расположенном в в лесу недалеко от городка Ньюбери, штат Огайо, стало известно сравнительно недавно.

Денис Алдохин/фото smugmug.com, IT.TUT.BY

В 2011 году закрылся один из старейших аэропортов Москвы - «Быково», построенный в 1933 году. Посмотрев территорию аэропорта со спутниковых карт, я приметил группу самолетов в стороне от взлетно-посадочной полосы. Теперь дело осталось за малым, приехать туда и посмотреть все своими глазами.

Собрав по дороге в Быково все пробки, которые были, мы добрались до места всего лишь за пару часов до наступления темноты. С погодой тоже не повезло, постоянно шел дождь. Но зато как я и предполагал, попасть к самолетам оказалось элементарно.

Старше аэропорта «Быково» был только Центральный аэродром им. М. В. Фрунзе, построенный в 1910 году на Ходынском поле, который также прекратил свое существование в этом веке.

Первый самолет оказался точно в том месте куда показывали координаты со спутниковой карты. Правда, на снимке их было два, а в реальности остался только один:



А вот группа из трех самолетов, которая должна была быть в километре от этого борта, переместилась поближе и обзавелась еще одной машиной. Так что количество заброшенных самолетов на спутниковой карте и в действительности совпало.

Первый, уже не летательный аппарат, на нашем пути был ИЛ-76ТД:

Выпущен этот самолет был в декабре 1982 года для ВВС СССР. В качестве военно-транспортного самолета, этот борт летал 10 лет.

После развала СССР самолет остался на Украине, где в 1993 году был отправлен на хранение. Простояв два года, самолет опять стали использовать, сначала один год на Украине, а потом после конвертации в Ил-76ТД, его начали эксплуатировать в России.

В России этот самолет эксплуатировала авиакомпания «Авиаст», которая через семь лет полетов оставила его на хранение в аэропорту Быково. Самолет с тех пор больше не летал, но смог пережить свою авиакомпанию, которая была закрыта в 2008 году.

Пришло время залезть внутрь самолета. Дверь была не заперта, и мы как порядочные люди, зашли через нее:

Внутри царит бардак, но это не мешает оценить немаленький размер грузового отсека. Его длина вместе с рампой 24,5 метра:

Максимальная коммерческая нагрузка данного самолета составляла 50 тонн и отвезти этот груз он мог на 3 650 км. Ну что же, бросим еще один взгляд на грузовую часть и двигаемся в кабину.

От кабины уже мало, что осталось. Все оборудование и даже пол - демонтировали. Только кресло штурмана на своем месте:

Таким самолетом управляет экипаж из 7 человек, поэтому раньше тут было довольно много оборудования. В техническом отсеке рядом с кабиной есть аварийно-эксплуатационный люк, который ведет наружу. Поднявшись через люк можно побегать по самолету сверху:

Как потом выяснилось, через несколько дней после нашего посещения этот ИЛ-76ТД был разломан и вывезен.

Перейдем к группе из четырех самолетов. Все они были изготовлены ОКБ Яковлева. ЯК-42Д - ближнемагистральный пассажирский самолет, который впервые увидел небо 26 лет назад. Этот самолет пришел на смену ЯК-42 и исправил, ряд его очевидных неудобств. Кстати, этот самолет был выпущен в том же году, когда ЯК-42Д совершил свой первый полет.

Еще 5 лет назад этот борт регулярно летал, а потом авиакомпания «Эльбрус-авиа» отправила его на хранение в 2008 году. Через год авиакомпания накрылась из-за долгов и самолет был арестован. Если верить интернету, данный ЯК-42Д выставили на продажу. Так что если кто-то хочет купить себе этот самолет, то пусть готовит 33 759 000 рублей.

Из 120 кресел эконом класса осталось только три.

Задний входной трап:

Кабина. Для управления ЯК-42Д было достаточно двух человек:

Правда, этот самолет вряд ли будет летать, скорее всего его постигнет участь своего соседа - ИЛ-76ТД.

Еще один ЯК-42Д авиакомпании «Эльбрус-авиа». Двигатели с него уже сняли, так что я не удивлюсь если и он пойдет под нож:

Этот самолет был выпущен на два года позже предыдущего, в 1989 году.

К сожалению, кабина тоже уже изрядно повреждена:

Посмотрим на самолет еще разок со стороны и отправимся к следующему.

Еще один ЯК-42Д. Двигатели на нем тоже отсутствуют. Этот борт успел полетать немного дольше своих соседей. Он прибыл в Быково в 2009 году на техническое обслуживание, где и был арестован и отправлен сюда.

Задний входной трап оказался опущен, что облегчило задачу попадания внутрь:

В этом самолете катастрофически не хватало пола:

Перейдем к следующему самолету, на мой взгляд он самый интересный - ближнемагистральный пассажирский самолет ЯК-40К:

Из всех самолетов, в которых мы были этим вечером, тут наиболее сохранившаяся кабина пилотов:

Забавно, что все эти самолеты пережили свои авиакомпании, которые закрылись в конце нулевых годов.

Самое крупное на планете кладбище самолетов находится в городе Аризона на территории штата Тусон в США. Его официальное название - «309 группа по обслуживанию и ремонту аэрокосмической техники». Площадь объекта составляет около 10 км 2 . Здесь размещено более четырёх тысяч самолетов и около сорока космических законсервированных в то или иное время. Двигатели, боеприпасы, проводка, электроника и прочее оборудование, представляющее собой с них сняты. Общая стоимость всех находящейся здесь техники оценивается в сумму, превышающую 35 миллиардов долларов.

Условия хранения самолетов

Кладбище самолетов в Аризоне входит в состав авиационной базы Дэвис-Монтэн, сооружённой практически сразу после завершения Второй мировой войны. Следует отметить, что местность находится на значительной В связи с этим климат здесь является очень сухим, что позволяет сберечь корпуса самолетов от коррозии даже в условиях хранения под открытым небом. Около восьмидесяти процентов из них уже распилены на металлолом. Остальные самолеты запаяны полиэтиленом и могут быть использованы в любой момент в случае возникновения такой необходимости.

Значение для американской экономики

Аризонское кладбище самолетов выполняет также функции настоящего перерабатывающего завода. В частности, на протяжении последних лет специалисты базы реконструировали около девятнадцати тысяч элементов и запчастей, которые могут быть применены в дальнейшем либо проданы. Общая их стоимость составляет свыше 568 миллионов американских долларов. Согласно политике правительства США, прочие страны могут приобрести здесь не только комплектующие детали, но и целые авиалайнеры. Согласно подсчетам экономистов, каждый доллар, вложенный в это кладбище самолетов, со временем позволяет вернуть в государственную казну в одиннадцать раз больше. Дело в том, что после проведенного местными специалистами ремонта многие из них опять используются. В частности, исходя из официальной статистики, на протяжении последних 25 лет в строй вернулось около двадцати процентов отправленных сюда лайнеров. Данное кладбище самолетов известно также и тем, что именно здесь проводились съемки некоторых сцен из фантастического кинофильма «Трансформеры. Месть падших».

Российское кладбище самолетов

Подобное место существует и в нашей стране. На Ходынском поле, что неподалёку от Москвы, есть На его территории хранятся вертолеты и самолеты, которые не взлетали с 2003 года. В настоящее время доступ посторонним сюда закрыт. Изначально планировалось открыть на этом месте техники, однако позже проект был заморожен и в таком состоянии находится и в наше время. Сейчас кладбище самолетов на Ходынском поле представляет собой громадную территорию, которая обнесена колючей проволокой и охраняется. Несмотря на это, некоторым всё-таки удается договориться с охранниками за определенную плату и сделать здесь неповторимые фотографии на фоне полуразваленных летательных аппаратов. Несмотря на то что большинство из них лишены краски и стекол, выглядят они все равно завораживающе.

Пустыня штата Аризона таит в себе очень много интересных вещей. Например, пять тысяч заброшенных самолетов, аккуратно и в рядок припаркованных среди песка и кактусов.

Это самое большое в мире кладбище старых самолётов. Прогуляемся?

1. Хоть самолёты заброшены и давно не летают, они расположены на территории базы ВВС США "Дэвис-Монтен", что в аризонском городе Тусон. Все самолёты огорожены забором, и внутрь попасть практически невозможно.

2. Америка - не Россия, дырявых заборов здесь не водится, но если попытаться объехать территорию по периметру - есть шанс найти то, что ищешь.

3. Здесь догнивают и доживают свой век только военные самолёты. Начиная со второй мировой войны все списанные, но не развалившиеся борта свозили сюда, в пустыню, на базу ВВС. Вот и накопилось.

4. Сама база была основана в 1925-м году, а название своё получила в честь двух военных лётчиков первой мировой войны - Самюэле Дэвисе и Оскаре Монтене.

5. Базу расширили к 1940-му году, когда в Европе уже бушевала ещё одна мировая война. На этой базе стали готовить экипажи для бомбардировщиков. После окончания войны, в 1945-м, тренировочную базу закрыли и решили использовать место в качестве кладбища ненужных теперь боевых самолётов. Местный сухой климат и твёрдая почва обеспечивают идеальную сохранность для воздушных судов на протяжении долгого времени.

6. Вот только в скором времени тренировочный центр пришлось формировать снова. Началась холодная война и военным пришлось объявить постоянную боевую готовность, которая продолжалась почти сорок лет.

7. Здесь обосновались строевые части стратегической авиации и специальная группа техников, готовая расконсервировать старые самолёты.

8. С начала пятидесятых здесь базировались две авиагруппы Boeing B-29 Superfortress, а с шестьдесят третьего - самолёты-шпионы Lookheed U-2. Также где-то в окрестностях были расположены ракетные шахты в количестве 18 штук.

9. Холодная война закончилось и постоянная боеготовность для такого количества самолётов снова стала ненужной. Самолёты старели и ржавели. им не хватало

10. Некоторые из них думали перекрасить, переоборудовать и использовать для нужд гражданской авиации, да так и не сложилось.

11. Когда появился интернет, о базе стало широко известно за пределами Аризоны и Америки. В том числе до гуглоснимков добрались и российские авиалюбители, "рассекретившие" многие интересные модели самолётов, о которых раньше никто даже не слышал.

12. Хотя все эти тысячи и тысячи самолётов, стоящих посреди пустыни и образуют кладбище, совсем заброшенными их назвать никак нельзя. Американцы ухитрились и из этого сделать доходный бизнес.

13. Базу Дэвис-Монтен занимает 309-я группа Министерства Обороны США, в составе которой работает примерно полтысячи человек, занимающиеся ремонтом самолётов.

14. Каждый год на базе появляется около 400 новых единиц техники. Чтобы кладбище не разрослось на половину штата, примерно такое же количество самолётов продаётся дружественным, но бедным странам или уничтожается.

15. По соглашению о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), подписанному между США и Россией, здесь было уничтожено 365 бомбардировщиков Boeing B-2 Stratofortress.

16. Каждый самолет, поступающий на хранение на базу Дэвис-Монтен, подвергается тщательному осмотру, с него демонтируется вооружение и секретное оборудование, а топливные системы осушают и прокачивают маслом.

17. Весь парк техники можно разделить на четыре группы: долгосрочная и краткосрочные консервации (потенциально боеспособная техника), самолёты-доноры и техника для продажи. В последней категории иногда оказывается и не летающая военная техника. Например, в прошлом году сюда привезти не использованные, но списанные по возрасту военные "Хаммеры".

18. Руководство базы решило реализовать их через интернет, но было куплено всего несколько единиц - эти машины не приспособлены для гражданской жизни и умирают в неволе: расход топлива очень большой, неудобный салон, механическая коробка. Почему-то вспомнил, с каким остервенением кидаются соотечественники на списанные военные УАЗики и БРДМы. Хотя неудивительно, в Америке почти нет таких говен, где не проедет более-менее приличный внедорожник из автосалона.

19. Но Америка умеет делать бизнес: на каждый доллар, потраченный на содержание самолётного кладбища и авиаремонтной бригады, авиабаза зарабатывает 11.

20.

21.

22.

Никто не планировал устроить почти в центр Москвы кладбище самолетов.
Намерения были самыми хорошими - в 1989 году решили создать Музей авиации и космонавтики. В 1991 году тут появились первые самолет. Но, наверное, в 90х всем было не до музеев и самолеты очень быстро разворовали, помяли и покрыли уродливыми граффити. А то, что осталось превратилось в "туалеты" и ночлежки.

2. Очень долго судьбу самолетов не могли решить так как они находились в ведомстве Минобороны. Даже после того, как всем стало очевидно, что никакого музея на Ходынке не появится никогда, проще было закрыть на проблему глаза, чем найти решение.

3. На этих выходных от охранника "музея" я узнал, что уже в этом месяце все самолеты уберут с Ходынки. К счастью не на свалку и не на металлолом.

4. Экспонаты передадут на хранение в частный музей техники Вадима Задорожного. Хотя увидеть восстановленные самолеты получится еще не скоро, говорят на реставрацию может уйти несколько лет.

5. Советую использовать последнюю возможность побывать на Ходынском поле. Заставляет задуматься в частности и о нашей Родине.

6. Глядя на то, что осталось от самолетов мне было трудно поверить в то, что в свое время все они прибыли на последнюю стоянку своим ходом.

7. Скорее всего все, что представляло хоть какую-то ценность уже растащили, но тем не менее я видел пару молодых парней с отверткой, которые пытались открыть запертые кабины самолетов.

8.

9.

10. МиГ-21. Остальные модели не знаю, если кто знает, то отпишитесь.

11.

12.

13. Су-15? Среди экспонатов есть Су-15, который в 1983 году сбил южно-корейский «Боинг» вместе с пассажирами.

14.

15. Ил-14 сгорел в 2009 году из-за бомжа, который неудачно развел в нем костер.

16.

17. Я спросил у ребят, что они снимают. Сказали что фото-сессия для какого-то журнала и что пока не знают что получится, но обязательно что-нибудь офигительное.

18. "МАКС"

19. За обвисшим забором гниют самолеты. на крыльях фотограф снимает парней на высоких каблуках, рядом кто-то устраивает тест-драйв своим новеньким porsche 911 . Ходынское поле - своеобразная иллюстрация к нашей стране.