Замки феодалов. История Средневековья. Защита замка в средние века Изображение феодального замка его основные части

При упоминании замков средневековья на ум приходят живописные стены, обвитые плющом, прекрасные дамы в высоких башнях и благородные рыцари в блестящих доспехах. Но не эти возвышенные образы мотивировали феодалов возводить непреступные стены с бойницами, а суровая реальность.

Кто владел замкам в средневековье?

В Средние века Европа переживала множество перемен. После распада Римской Империи начались процессы переселения народов, появились новые королевства и государства. Все это сопровождалось постоянными конфликтами и распрями.

Дворянин-феодал , который имел рыцарский титул, для защиты от врагов, а ими могли стать даже ближайшие соседи, был вынужден максимально укреплять своё жилище и строить замок.

Википедия предлагает различать замок и крепость. Крепость – обнесённый стеной участок земли с домами и другими зданиями. Замок меньше по размеру. Это единое строение, которое включает в себя стены, башни, мосты и прочие сооружения.

Замок являлся частной крепостью благородного лорда и его семьи. Помимо прямой функции защиты, он был показателем власти и благосостояния. Но не все рыцари могли себе это позволить. Собственником мог быть и целый рыцарский орден - сообщество воинов.

Как и из каких материалов строили средневековые замки?

Строительство настоящего замка было трудоёмкой и затратной процедурой. Все работы осуществлялись вручную и иногда длились десятилетиями.

Перед началом строительства необходимо было выбрать подходящее место. Самые непреступные замки возводили на утёсах крутых скал. Однако чаще выбирали возвышенность с открытым обзором и рекой поблизости. Водная артерия была необходима для наполнения рвов, а также использовалась как путь для транспортировки грузов.

На земле выкапывали глубокий ров и формировали насыпь. Затем с помощью строительных лесов возводили стены.

Сложной задачей было строительство колодца . Приходилось копать глубоко вниз или долбить скальную породу.

Выбор материала для строительства зависел от многих факторов. Решающее значение имели:

  • местность;
  • человеческие ресурсы;
  • бюджет.

Если поблизости была каменоломня – строение возводили из камня, в противном случае использовали дерево, песок, известняк или кирпич. Для внешней стороны применяли облицовочные материалы, например, обработанный камень. Соединяли элементы стен с помощью известкового раствора.

Хотя стекло в те времена было известно, в замках его не использовали. Узкие окна закрывали слюдой, кожами или пергаментом. Внутри жилых помещений владельцев замка стены часто покрывали фресками и завешивали гобеленами. В остальных комнатах ограничивались слоем извести или оставляли нетронутую кладку.

Из каких элементов состояли замки?

Точная конфигурация замка зависела от местных традиций, ландшафта, богатства владельца. С течением времени появлялись новые инженерные решения. Построенные ранее сооружения часто достраивались и перестраивались. Среди всех Средневековых укреплений можно выделить несколько традиционных элементов.

Ров, мост и ворота

Замок был окружен рвом. Если поблизости находилась река, его затопляли. На дне устраивали волчьи ямы – углубления с кольями или острыми прутьями.

Попасть внутрь через ров можно было только с помощью моста. Опорами служили огромные бревна. Часть моста поднималась и закрывала собой проход внутрь. Механизм подъёмного моста был устроен таким образом, что с ним могли справиться 2 стражника. В некоторых замках мост имел механизм качелей.

Ворота были двустворчатыми и закрывались поперечной балкой, которая задвигалась в стену. Хотя их сколачивались из нескольких слов прочных досок и обивали железом, ворота оставались самой уязвимой частью строения. Их защищала надвратная башня с комнатой для стражи. Вход в замок превращался в длинный узкий проход с отверстиями в потолке и стенах. Если враг оказывался внутри, на него лился поток кипятка или смолы.

Помимо деревянных ворот, часто присутствовала решётка, которая закрывалась с помощью лебёдки и канатов. В экстренном случае, канаты обрубали, преграда резко падала.

Дополнительным элементом защиты ворот являлся барбакан - стены, идущие от ворот. Противникам приходилось втискиваться в проход между ними под градом стрел.

Стены и башни

Высота стен средневекового укрепления достигала 25 метров. Они имели мощное основание и противостояли ударам стенобитных орудий. Глубокий фундамент был призван защитить от подкопа. Толщина стен к верху уменьшалась, они становились покатыми. В верхней части за зубцами тянулась платформа. Находясь на ней, защитники обстреливали врагов через щелевидные отверстия, сбрасывали вниз камни или выливать смолу.

Часто строились двойные стены. Преодолевая первую преграду , противники попадали в узкое пространство перед второй стеной, где становились лёгкой добычей лучников.

По углам периметра располагались сторожевые башни, которые выдавались вперёд по отношению к стене. Внутри они разделялись на этажи, каждый из которых являлся отдельным помещением. В крупных замках башни для укрепления имели вертикальную перегородку.

Все лестницы в башнях были винтовыми и очень крутыми. Если враг проникал на внутреннюю территорию, защитник имел преимущество и мог скинуть агрессора вниз. Изначально, башни имели прямоугольную форму. Но это мешало обзору при обороне . На смену пришли круглые строения.

За главными воротами находился узкий двор, который хорошо простреливался.

Остальное внутреннее пространство замка было занято постройками. Среди них:

В крупных рыцарских замках внутри располагался огород, а иногда и целый сад.

Центральное и самое укреплённое строение любого замка – башня донжон. В нижней части находилось хранилище со съестными припасами и арсенал с оружием и снаряжением. Выше располагалась комната стражи, кухня. Верхнюю часть занимало жилище владельца и его семьи. На крыше устанавливали метательное орудие или катапульту. Наружные стены донжона имели небольшие выступы. Там находились уборные. Отверстия открывались наружу, отходы падали вниз. От донжона могли вести подземные ходы в убежище или соседние здания.

Обязательным элементов замка в Средние века была церковь или капелла. Она могла располагаться в центральной башне или быть отдельным строением.

Замок не мог обходиться без колодца. При отсутствии источника воды, обитатели не продержались бы и нескольких дней при осаде. Колодец защищало отдельное строение.


Условия проживания в замке

Замок обеспечивал потребность в безопасности. Однако другими благами его обитателям часто приходилось пренебречь.

Внутрь помещений проникало мало света, так как окна заменяли узкие бойницы, которые были затянуты плотными материалами. Жилые комнаты отапливались с помощью каминов, но это не спасало от промозглой сырости и холода. Суровой зимой стены промерзали насквозь. Использовать уборные в холодное время года было особенно дискомфортно.

Жителям часто приходилось пренебрегать гигиеной. Большая часть воды из колодца уходила на поддержание жизненных функций и уход за животными.

С течением времени, структура замков усложнялась, появлялись новые элементы. Однако развитие пороховых орудий, лишило замки основного преимущества – неприступности. На смену пришли крепости с более сложными инженерными решениями.

Постепенно замки средневековья, многие из которых дошли до наших времён, превратились в памятники архитектуры и напоминают об эпохе рыцарства.

Феодальный замок как крепость и жилище феодала


Быт и нравы феодалов


Главным занятием феодалов, особенно в этот ранний период, была война и сопутствующий ей грабеж. Поэтому весь быт и нравы феодалов подчинены были в основном потребностям войны.

В IX-XI вв. Европа покрылась феодальными замками. Замок- обычное жилище феодала - одновременно являлся крепостью, его убежищем и от внешних врагов, и от соседей-феодалов, и от восставших крестьян. Замок позволял феодалу господствовать над всей близлежащей округой и держать в подчинении все ее население. Особенно много замков было построено в связи с набегами норманнов, арабов и венгров. Издали замок напоминал гнездо хищной птицы: он строился обычно на лесистом холме или высоком берегу реки, откуда можно было бы хорошо обозревать окрестность и где легче было обороняться от врага. Вплоть до конца Х в. замки строились преимущественно из дерева и представляли собой чаще всего двухэтажную деревянную башню, в верхнем этаже которой жил феодал, а в нижнем - дружина и слуги. Здесь же или в пристройках находились склады оружия, провианта, помещения для скота и т.п. Замок окружался валом и рвом, наполненным водой. Через ров перебрасывался подъемный мост. Приблизительно с начала XI в. феодалы стали строить каменные замки, окруженные обычно двумя или даже тремя высокими каменными стенами с бойницами и дозорными башнями по углам. В центре по-прежнему возвышалась главная многоэтажная башня - “донжон”. Подземелья таких башен часто служили тюрьмой, где в цепях томились враги феодала - его пленники, непокорные вассалы и провинившиеся в чем-либо крестьяне. При тогдашнем состоянии военной техники такой каменный замок трудно было взять штурмом. Обычно он сдавался лишь в результате многомесячной осады.

Замок был окружен глубоким рвом. Вокруг него возводилось несколько рядов толстых каменных стен, увенчанных круглыми или четырехугольными башнями с узкими бойницами. Попасть в замок можно было через подъемный мост, который опускался на тяжелых чугунных цепях. Привратная башня имела дубовые массивные ворота, окованные железом. За превратной башней помещалась подъемная дверь в виде чугунной решетки. Во время штурма ее старались опустить за спиной прорвавшегося противника. За первой стеной располагался хозяйственный двор с мельницей, кузницей, оружейной и другими мастерскими. За вторым рядом стен помещались главная башня замка, конюшни и склады оружия. Основным оплотом замка во время осады служила главная замковая башня. В ней находились и жилые комнаты хозяев, и помещения для гостей и слуг. Ее нижний этаж представлял собой зал, во всю длину которого тянулся дубовый стол. В дни буйных пиршеств на нем возвышались туши зажаренных быков, баранов и оленей. Винтовая лестница, скрытая в толще стен, вела в верхние жилые помещения. Один этаж был изолирован от другого. Если враги прорывались в башню, на их головы через отверстия в потолке с одного этажа на другой выливали кипящую смолу и расплавленный свинец. Затем люк плотно прикрывали тяжелой каменной плитой. На самом верху замковой башни хранились обильные запасы еды и питья. Таким образом, феодальный замок представлял собой настоящую крепость, защищавшую феодала от “внешних” врагов – других феодалов и от своих подданных – крепостных, если они восставали. Однако взглянем на замок с точки зрения удобств. Вот как описывает на основании исторических документов замок средневековья французский историк и критик Люсьен Февр: “ Отведите на минуту взгляд от фасадов в античном стиле, от многочисленных скульптур, от великолепно отделанного мрамора. Взгляните на эти роскошные резиденции попросту глазами нанимателя, осматривающего жилье. Все помещения расположены анфиладой, они огромны, однообразны, нарезаны квадратами; глухая стена впереди, глухая стена позади, окна в стене справа, окна в стене слева. И если кто хочет пройти из одного конца этажа в другой, нет иного способа, как миновать одну за другою все сообщающиеся между собой залы… Можно не сомневаться, что зимою там приходилось дрожать от холода… Тщетно целая армия истопников таскала полные короба хвороста и поленьев из одной комнаты, где стояла печь, в другую такую же… Поодаль от огня люди мерзли. А если огонь пылал, люди под навесом камина изнемогали от жары.”

Феодальные замки XII-XV столетия


Система взаимосвязей в феодальной верхушке базировалась на вассальной зависимости. Чтобы отметить своего выдающегося дружинника за верную службу, король дарит ему замок или даже целую доминию (феодальное владение) вместе с населением, которое там проживало и делает его своим вассалом. Это не только привязывало феодала к королю, но и накладывало определенный отпечаток на его способ жизни. В большинстве случаев, получив от короля замок или доминию, феодал жил в непосредственной близости от своих подчиненных. Часто он обрабатывал землю и вел свое натуральное хозяйство вместе с челядью. Поэтому феодал и строил свое жилище-поместье в центре своих владений среди полей. К тому же право на владение часто необходимо было доказывать с оружием в руках от других феодалов. Ведь эпоха раннего феодализма наполненная бесконечными междоусобицами. Из замка, построенного в непосредственной близости от подчиненных крестьян, феодал мог контролировать все подходы к своему владению, здесь он защищался от врагов, и сам готовился к наскокам на владения соседей или купеческие караваны. Так феодальный замок становится символом власти феодала над окружающими землями. Феодальные поместья строили жилые и хозяйственные строения, а также землянки и деревянные домики челяди. До 12 столетия на таких поместьях единым каменным сооружением оставался храм. Наиболее часто такие поместья имели и самые элементарные укрепления. Укрепление феодальных отношений принесло определенный переворот в классовом сознании феодальной верхушки, которая вырабатывает свою, свойственную только ей, идеологию. В странах Западной Европы в последней четверти 12 столетия у высшего сословия появляются наследственные права на владения землей, извне подкрепленные появлением гербов, титулов. В феодальной верхушке появляется сознание своего господствующего положения. Так высшая знать, и в первую очередь ее почетные представители, становятся участниками всех выдающихся событий эпохи - как военных, так и политических. Значительным поворотом в развитии феодальной культуры, в том числе и строительной, стали крестовые походы, знакомство с арабским миром утонченной культуры, с Византией. Частые сношения с иностранцами требовали от местных дворян-феодалов выравнивание с ними не только в богатстве одежды и оружия, но и в такой важной области, как культура жилища. Вырабатывается специфический ритуал общения, взаимных визитов феодалов, участие их в турнирах или охоте. В тех условиях деревянное строение, в котором жил феодал с семей и где он принимал гостей, уже не отвечало своему назначению. Поэтому вполне естественно, что свои жилища феодалы начинают перестраивать. На смену дереву как строительному материалу приходит камень. Если в X-XI столетии право строить замки в центрально-европейских королевствах имел исключительно король и строились они как административные центры, то с развитием феодальных отношений постепенно происходит обособление бывших членов дружины короля, закрепление за ними и их наследниками даренных за службу земель, а вместе с этим возникает необходимость строить замок феодала в непосредственной близости от подчиненных крестьян. Феодал строит свой каменный замок наиболее часто в труднодоступном, стратегически важном месте - на крутой скале, одиноком холме, который вознесся над равнинной местностью. Так феодальный замок становится символом власти феодала над окружающими землями. Продолжают строить замки и короли, как административные центры, так и для защиты свободных (независимых от местных феодалов) королевских городов, которые возникают в 12-13 столетии на всех значительных торговых путях и местах добычи разных руд и соли. Как правило, замок строился на горе, а город на равнине на некотором расстоянии от него. Следует отметить, что эти расстояния, которые сохранились на протяжении столетий, были вызваны не только и не столько топографическими особенностями местности, нежели стратегическими соображениями: необходимостью создавать простор для обстрела нападающих на замок и в то же время хранить замок от пожаров, которые были достаточно частыми в городах того времени с их деревянными строениями. С другой стороны, жители города тоже хотели сохранить дистанцию с грозным соседом, потому что отношения между ними были далеко не мирные. В конце 12 столетия в поместьях стали появляться новые сооружения - каменные башни - предшественники нового типа замков. Образец для первых каменных замков дал более прогрессивный феодализм Западной Европы. Там же был разработан и утвердился романский архитектурный стиль, название которого происходит от латинского наименования города Рим. В этом есть уже намек на то, что романский архитектурный стиль базируется на римской архитектурной традиции. Но он вместе с тем, вобрал в себя элементы и традиции архитектуры Византии, а та в свою очередь - архитектуры Ближнего Востока. Итак, в романском стиле отразился опыт строителей практически всего Средиземноморья. В Центральную Европу, и в том числе и в нашем крае его принесли в 12 столетии строительные артели из Западной Европы. В романском стиле строятся и своеобразные замки. Прежде всего, строятся толстые крепостные стены, которые окружают внутренний двор замка. Посреди двора, на возвышенном, строится каменная башня-донжон, которая напоминает сторожевые башни древнеримских укреплений. Башня выполняла жилищные и оборонные функции одновременно. Иногда в донжоне была и часовня. С начала 13 столетия строительство феодальных замков, доминантой которых есть каменная башня, набирает значительного размаха. Толчком к этому послужило стремление дворян еще больше укрепить свою власть, противопоставить себя королю, сравнятся с ним не только богатством, но и способом жизни. Феодал строит свой каменный замок, наиболее часто, в труднодоступном, стратегически важном месте - на крутой скале, одиноком холме, который возносится над равнинной местностью. Эти замки исполняли уже не только оборонные и жилищные функции, но и репрезентативные. Замки-башни, как правило, имели несколько этажей, толщина их стен достигала 3-4 метра, только на уровне второго и третьего этажа стены были прорезаны узенькими окнами, редко размещенными по всей стене. Жилище феодала находилось на втором этаже, куда можно было попасть через один узенький проход по приставной деревянной лестнице или ступеньках, которые в случае опасности можно было забрать или сжечь. На первом этаже размещались каморы с запасами еды на случай осады, и арсенал. На третьем этаже были комнаты слуг и воинов, а на верхней площадке выставлялись сторожевые. Башня-донжон, конечно, имела и подземелье, где размещалась тюрьма. Оборонная система романского замка была для своего времени очень сложной. Первую ее линию составляли земельные валы и глубокий ров, который окружал всю территорию замка. Вторую - крепостные стены, которые в 12 столетии уже укреплялись малыми защитными башнями. Вход в замок, как правило, вел через подземный мост. Замковая башня-донжон хоть и является неотъемлемой составной частью замка, однако она целиком автономное сооружение, которое можно защищать успешно и само по себе. В 12 столетии рядом с донжоном появляется еще и дом, в котором жил собственник замка и его семя в мирное время. Здесь же строят семейную часовню, кухню, конюшню и другие хозяйственные помещения. Наиболее ярким представителем романского типа замков нашего края является Середнянский, а также самая старая часть Мукачевского замка, так называемый "Верхний замок", основные сооружения которого были построены за времен князя Федора Корятовича в конце 14 столетия - в начале 15 столетия. Запоздалое строительство донжона в Мукачевском замке объясняется значительной отдаленностью его от политических и культурных центров Европы, что приводило к задержкам в восприятии новых идей. Конечно, романский замок с башней-донжоном, имел уже значительную обороноспособность. Однако в этих замках можно было вести только пассивную оборону. Поэтому, когда в конце 13 столетия появилась новая строительная техника, которая позволяла строить значительно сложнее и более гибкую систему обороны замка, свое значение замки-башни постепенно утрачивают. Им на смену приходит готический замок с более совершенной фортификационной системой. Между романским и готическим стилем нет четкого хронологического рубежа. Уже в середине 12 столетия, в период расцвета романского стиля, в северной Франции появляются элементы нового готического стиля. Его характерными чертами есть вертикальность композиции, стрельчатая арка, достаточно сложная каркасная система опор и ребристый склеп. Из Франции готика уже в конце 12 столетия распространилась в соседние страны, в Англию, Германию, страны Дунайского бассейна. Со временем готическая архитектура становится универсальным общеевропейским стилем, в рамках которого создана была целиком своеобразная система форм, достигнуто новое понимание пространственной и объемной композиции. Название "готика" не отражает правильной сути данного стиля. В период Возрождения это было насмешливое название, придуманное итальянскими архитекторами для всего строительства на север от Альп, будто бы связанного с варварскими германскими племенами-готами. На своей родине, во Франции, этот стиль носит название "стрельчатый". Значительных изменений в эпоху готики претерпевает архитектура феодального замка. Развитие производственных сил позволяет феодалу присваивать значительно большую часть продуктов труда крепостных крестьян и за их счет удерживать значительное количество ремесленников, в том числе и строителей. В Центральной Европе, в том числе и нашем крае, значительным толчком к строительству крепких феодальных твердынь на стратегически важных местах стала татаро-монгольское нашествие в средине 13 столетие, и постоянная опасность их повторного прихода на Тисо-Дунайскую низменность. Поэтому венгерские короли в отличие от времен домонгольского нашествия прямо обвязывают феодалов строить замки, используя при этом новейшие достижения общеевропейской фортификации. В последней четверти 12 столетия в французской замковой архитектуре появляется новой элемент, который значительно усиливает обороноспособность замков - округлая башня с ребром. На проекции сверху башня имеет форму треугольника, угол, вершина которого равна 75-90 градусов. Катеты данного треугольника - две прямые стороны - создают острое ребро, которое призвано свести к минимуму эффективность прямого попадания вражеских снарядов на стены башни. Этим не только усиливалась обороноспособность замка, но и достигалось сильное художественное и психологическое впечатление: из нейтрального, без какого-либо направления тела округлой башни создался динамический элемент, а задумывалось монолитное фортификационное сооружение, которое встречало врага крепким каменным лезвием, направленным на противоположную сторону от входных ворот замка. Однако, несмотря на все позитивные качества нового элемента фортификационной системы французской замковой архитектуры, в первой половине 13 столетия круглая башня с ребром значительного распространения в Европе не получила. В середине 13 столетия округлая башня с ребром появляется во Франции второй раз, к тому же в двух вариантах. В первом варианте ребро уменьшается и выступает в форме небольшого отростка, художественно подчеркивая нейтральность цилиндрической формы башни, которая осталась неизменной. Бывшая функция ребра этим самым аннулируется и остается только художественный смысл, динамизирующий округлость формы башни. Второй вариант создавали башни, которые в плане были трехгранными. У них ребро создается за счет выпуклости кривой стороны. Замки вырастают в большое хитросплетение стен, башен, переходных мостиков и галерей, разнообразие их планов безгранично. Наиболее часто архитекторы и строители эпохи готики, имея определенные детали и руководствуясь принципами фортификации, вели строительство замка в согласии с рельефом скалы или холма, на котором замок строился. План замка приобретал при этом неправильных форм. Такие красочные контуры плана придавали замку творческую натуральность. Замковые стены и башни казались продолжением скалы, как будто сама природа породила архитектурные формы замка. А поскольку природа не любит повторений, то и архитектура замков, тесно связанная с ней становится индивидуальной. На рубеже 13-14 столетий отмечается определенное выравнивание возможностей осадной техники и фортификационных систем замков. Это выравнивание дало возможность уделять больше внимания художественному оформлению замков, особенно их жилищной части - палацу. В результате мастерами эпохи готики был создан новый тип палаца, ядром которого стал внутренний двор, окруженный одно или двухэтажной аркадой (Ужгородский, Мукачевский замки). Но внутреннее устройство залов и комнат палаца остается еще аскетическим, на первом плане выступают все-таки соображения обороны, основное внимание еще концентрируется на главной оборонной башне. В утверждении готического стиля в замковой архитектуре ведущую роль сыграли королевские замки. Замок короля, вместе со стратегическими функциями, выполнял роль государственной резиденции, в которой размещался королевский двор и многочисленная охрана короля. В этой резиденции король принимал и иностранных послов. В стремлении предстать перед иностранцами с наилучшей стороны и выше вознестись над подчиненными и своим окружением, король ревниво следил за всеми изменениями, которые происходили в замковой архитектуре. Существующие типы замков, таким образом, все время обогащались новыми элементами, то есть постоянно происходит художественное переосмысление замковой архитектуры. В 14 столетии на основании древних типов замков появляются два новых варианта, которые указывают на два разных способа поисков новых художественных форм в замковой архитектуре. Первый вариант -подчеркнуто продольная ось замка - является художественным переосмыслением старого типа замков. Подчеркнуто продольная ось не только визуально увеличивала расстояние между башней и замковым палацем. Сама башня все время выдвигается вперед навстречу потенциальному врагу, а вместе с ней вытягивается и кривая замковой стены. При чрезмерной вытянутости продольной оси сооружения, одой башни для обороны всего замкового ареала уже мало. Так появляется новый элемент в замковой фортификационной системе - замковая башня призматической формы. Появление новых вариантов замковых типов указывает на то, что простое повторение старых архитектурных форм уже не отвечает требованиям времени. Прежде всего, происходит художественное переосмысление сооружения. Вариации старых типов замков, которые отмечаются в 14 столетии, усиление фортификационной системы не принесли. Два варианта замков, которые появились в 14 столетии на основании замковых типов с 12-13 столетия, показывают на два направления, в которых происходил поиск новых художественных форм в замковой архитектуре. Первый вариант - подчеркнуто продольная ось - является только определенным усовершенствованием старого типа замков, в то время, когда второй вариант показывает на поиск собственного решения, хотя и на старой основе. То внимание, которое раньше уделялось замковой башне, сейчас полностью переносится на крепостную стену. В данном случае речь идет не только о механическом переносе акцента с одного элемента замкового комплекса на другой. Смысл этой трансформации намного глубже. Он показывает на то, что внутреннее пространство и стена, которая его замыкает, выступают уже как автономные элементы. Вариации старых типов замков, отмеченные в 14 столетии, оказались значительным стимулом для дальнейшего развития замковой архитектуры. Они доказали, что большая башня-основа фортификационной системы готического замка и символ средневекового дворянства, не такой уж и непоколебимый. Изменение взгляда на функциональную основу башни вызвало изменение ее кубической формы, которая логично выплывает с исключительно оборонной функции башни. Новая эпоха выдвигает перед башней новые задачи, расширяет рамки ее действенности. Оставляя башни ее оборонные функции, одновременно необходимо было лишить ее аскетичности, необходимо было создать в ее внутренней части жилищные помещения. Опыт подсказывал, что для сооружения, которое бы одновременно исполняло и оборонные, и жилищные функции, намного выгоднее четырехгранная форма, нежели округлая. Этим самым была нарушена старая традиция в строительстве каменных замков. Четырехгранная башня вместе с другими сооружениями создавала единый ансамбль. Введение в замковый комплекс жилищной башни дало возможность осуществить видоизменение существующего замкового типа. Поэтому готический стиль, особенно в своей видоизмененной форме, сохранялся в замковой архитектуре до конца средневековья. Однако уже в этот период в ансамбле королевского замка и замка высшей знати появляется несколько башен, отдельные из которых одновременно выполняли и оборонные, и жилищные функции. Такие башни означали не только обогащение существующего типа замков новыми элементами, но и оказались переходным этапом на пути к дальнейшему художественному изменению в замковой архитектуре. Наиболее четко выраженные черты готической архитектуры среди закарпатских замков в Невицком замке: готические башни Мукачевского замка были уничтожены в 16 - в начале 17 столетия. Хорошо сохранились жилищные готические палацы в Ужгородском и Мукачевском замках, хотя и в перестройках попозже.

Замки Англии


Рочестерский замок


Рочестерский замок (Rochester) в графстве Кент. Строительство замка в Рочестере началось в XI веке. Это один из первых каменных замков в Англии. Он находился в собственности церкви и был резиденцией архиепископов. Донжон замка имеет в плане форму квадрата с размером сторон 21 м. Высота 34 м. Башни по его углам возвышаются ещё на 4 метра. Толщина стен донжона в основании - 4 метра, наверху - 3,3 м. Вход в донжон находится в специальной пристройке на уровне второго этажа. Доступ на первый этаж осуществляется по винтовой лестнице со второго этажа. Главный зал занимал два этажа - третий и четвертый. На пятом этаже располагались личные покои архиепископа и молельня. В XVIII веке замок едва не снесли.


Замок Лидс(Leeds)


Замок рассмотрен как будучи наиболее красивым и наиболее бывшим замком Англии. В IX-ом веке, это было место Саксонского небольшого замка. Он был предложен Эдуарду I в 1278. Генри VIII также жил там многочисленными годами, как и шесть королей Англии.


Замок Bodiam


В 1385, король Ришар II дал разрешение Господину Эдуорду Далингригж строить замок около реки Rother для того, чтобы защищать регион против возможного вторжения французов. Господин Далингригж, который агитировал во Франции за Эдуорда III в течение войны 100 лет, без сомнения вдохновился французскими замками для того, чтобы строить замок Bodiam.

Замки Испании


Замок Avila

Основанная в XI-ом веке для защиты испанских территорий от Maures, Avila - средневековый город который лучше всего сохранен. У него прямоугольная форма, периметр которой - приблизительно два с половиной километра и двенадцать метров высота. Стены усилены крупными массовыми башнями. насыпи обладают девятью дверями.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Менее богатые феодалы довольствовались крепким домом с толстыми стенами, массивной дверью, иногда защищенной бойницей, с высоко прорезанными окнами. Это – manoir (от manere – жить), достаточный для отражения внезапного нападения. Дворяне, живущие в городах, – а таких дворян много, особенно в Италии, Испании и на юге Франции, – строят себе там вместо замков крепкие дома, похожие на деревенские manoirs.

Башни, замки и укрепленные дома имеют толстые и высокие стены, витые лестницы, освещенные бойницами, сырые и полутемные комнаты, куда дневной свет проникает только через узкие отверстия. Это крепости, а не уютные жилища. В них мрачно, особенно в зимние вечера. В хорошую погоду обитатели предпочитают проводить время в саду, что за оградой.

Замок Альтенбург. Бамберг, Германия

Один ученый, влюбленный в Средние века , попытался составить список удовольствий, которыми мог пользоваться сеньор феодального замка. Их оказывается пятнадцать, а именно: охотиться, ловить рыбу, фехтовать, биться на копьях, играть в шахматы, есть и пить, слушать пение жонглёров , смотреть на бой медведей, принимать гостей, беседовать с дамами, устраивать торжественные собрания вассалов, гулять по лугам, греться, ставить себе банки и пускать кровь, смотреть, как падает снег. Однако эти удовольствия не удерживают феодалов дома. При первой возможности они уезжают из замков ко двору короля или князя и не останавливаются даже перед далекими путешествиями. Насколько средневековый крестьянин – домосед, настолько же феодал охоч до переездов. Но они сохраняют связь с землей: это их замок или дом. Они принимают его имя; в XII в. почти все имена дворянских фамилий суть названия поместий (Бушар де Монморанси, Ангерран де Куси ).


Эти имена имеют при себе, конечно, предлог de; отсюда предрассудок, будто «частица», как ее называют (de в романских языках, von в немецком), есть признак знатности. Это двойная ошибка: даже в XVI в. существуют рыцари, носящие только фамильное имя, и, наоборот, – тысячи недворян, носящих имя по поместью или деревне.

Замки феодалів досі привертають захоплені погляди. Важко повірити, що в цих деколи казкових спорудах протікало життя: люди організовували побут, виховували дітей, дбали про підданих. Багато замки феодалів Середньовіччя охороняються державами, в яких знаходяться, адже облаштування та архітектура їх унікальні. Однак у всіх цих споруд є ряд спільних рис, адже функції їх були однакові і виходили з способу життя та державної сутності феодала.

Феодали: хто вони такі

Перш ніж говорити про те, як виглядав замок феодала, розглянемо, що це був за клас в середньовічному суспільстві. Європейські держави були тоді монархіями, проте король, що стоїть біля вершини влади, мало що вирішував. Влада зосереджувалася в руках так званих сеньйорів - вони-то і були феодалами. Причому всередині даної системи також існувала ієрархія, так звана феодальна драбина. На нижньому її ярусі стояли лицарі. Феодали, що знаходяться на щабель вище, називалися васалами, причому відносини васал - сеньйор зберігалися виключно для довколишніх рівнів сходів.

У кожного сеньйора була власна територія, на якій і знаходився замок феодала, опис якого ми обов"язково наведемо нижче. Також тут жили підлеглі (васали) і селяни. Таким чином, це було своєрідне держава в державі. Саме тому в середньовічній Європі склалася ситуація, звана феодальною роздробленістю, що вельми послаблювало країни.

Відносини між феодалами не завжди були добросусідськими, непоодинокими були випадки ворожнечі між ними, спроби завоювання територій. Володіння феодала повинно було бути добре укріпленим і захищеним від нападу. Власне функції його розглянемо в наступній частині.

Основні функції замку

Саме визначення «замок» має на увазі архітектурна споруда, яка поєднує в собі господарську та оборонну завдання.

Виходячи з цього, замок феодала в Середньовіччя виконував наступні функції:

1. Військову. Спорудження не просто повинно було захищати мешканців (самого господаря і його сім"ю), але також і слуг, товаришів по службі, васалів. Крім того, саме тут дислокувався штаб військових операцій.

2. Адміністративну. Замки феодалів були своєрідними центрами, звідки здійснювалося керівництво землями.

3. Політичну. Державні питання також вирішувалися у володіннях сеньйора, звідси віддавалися доручення управлінцям на місцях.

4. Культурну. Атмосфера, що панує в замку, дозволяла підданим скласти уявлення про останні віяння моди - будь то одяг, напряму в мистецтві або музика. У цьому питанні васали завжди орієнтувалися на свого сеньйора.

5. Господарську. Замок був центром для селян і ремісників. Це стосувалося і адміністративних питань, і торгівлі.

Неправильним буде порівнювати замок феодала, опис якого наведемо в даній статті, і фортеця. Існують між ними принципові відмінності. Фортеці покликані були захищати не тільки господаря території, а й усіх мешканців без винятку, тоді як замок був фортифікаційною спорудою виключно для феодала, що живе в ньому, його сім"ї та самих ближніх васалів.

Фортеця - це зміцнення деякої ділянки землі, а замок - це захисне будова з розвиненою інфраструктурою, де кожен елемент виконує певну функцію.

Прототипи феодальних замків

Перші будови подібного роду з"явилися в Ассирії, потім цю традицію запозичив Стародавній Рим. Ну а вже після феодали Європи - в основному Великобританії, Франції та Іспанії - починають будівництво своїх замків. Нерідко можна було побачити такі будови і в Палестині, адже тоді, в XII столітті, в самому розпалі були Хрестові походи, відповідно, відвойовані землі необхідно було утримувати і захищати за допомогою зведення особливих споруд.

Тенденція замкостроітельства зникає разом з феодальною роздробленістю, коли європейські держави стають централізованими. Дійсно, тепер можна було не побоюватися нападів сусіда, спокусившись на чуже.

Особлива, захисна, функціональність поступово поступається місцем естетичної складової.

Зовнішнє опис

Перед тим як розібрати структурні елементи, уявімо, як виглядав в загальному замок феодала в Середні століття. Перше, що впадало в очі, - це рів, оперізуючий всю територію, на якій стояло монументальна споруда. Далі йшла стіна з невеликими башточками для відбиття ворога.

У замок вів всього один вхід - підйомний міст, далі - залізна решітка. Над усіма іншими будовами височіла головна вежа, або донжон. У дворі за воротами також розташовувалася необхідна інфраструктура: майстерні, кузня і млин.

Слід сказати, що місце для будови вибиралося ретельно, це повинна була бути височина, пагорб або гора. Добре, якщо вдавалося вибрати територію, до якої хоча б з одного боку прилягав природна водойма - річка або озеро. Багато хто відзначає, як схожі гнізда хижих птахів і замки (фото для прикладу нижче) - і ті й інші славилися своєю неприступністю.

Пагорб для замку

Розберемося в структурних елементах споруди більш докладно. Пагорб для замку являв собою височина правильної форми. Як правило, поверхня була квадратної. Висота пагорба становила в середньому від п"яти до десяти метрів, були споруди і вище даної позначки.

Особлива увага приділялася породі, з якої робився плацдарм для замку. Як правило, використовувалася глина, також в хід йшов торф, вапнякові породи. Брали матеріал із ями, який копали навколо височини для більшої захищеності.

Були популярні і настили по схилах пагорба, виконані з хмизу або з дощок. Тут же розташовувалася сходи.

Рів

Щоб на якийсь час уповільнити настання потенційного противника, а також зробити скрутній транспортування знарядь облоги, необхідний був глибокий рів з водою, оперізуючий пагорб, на якому розташовувалися замки. Фото показує, як функціонувала ця система.

Обов"язково потрібно було заповнити рів водою - це гарантувало, що супротивник не справить підкоп на територію замку. Вода найчастіше подавалася з природної водойми, розташованої поруч. Рів необхідно було регулярно чистити від сміття, інакше він мілів і не міг повноцінно виконувати свої захисні функції.

Також непоодинокими були випадки, коли в дно монтувалися колоди або кілки, що заважало переправі. Для власника замку, його сім"ї, підданих і гостей був передбачений перекидний міст, який вів безпосередньо до воріт.

Ворота

Крім своєї прямої функції, ворота виконували і ряд інших. Замки феодалів мали вельми захищений вхід, який під час облоги було не так-то просто захопити.

Ворота були забезпечені спеціальною великовагової гратами, що має вид дерев"яного каркаса з товстими залізними прутами. За необхідності вона опускалася, щоб затримати ворога.

Крім охоронців, що стоять біля входу, обабіч воріт на кріпосної стіни розташовувалися дві башти для кращого огляду (район входу був так званої «сліпий зоною». Тут розташовувалися не тільки вартові, але й чергували лучники.

Мабуть, найбільш вразливою частиною воріт була хвіртка - гостра необхідність у її охороні виникала в темний час доби, адже вхід в замок на ніч закривався. Таким чином, можна було відстежити всіх, хто відвідує територію в "позаурочний" час.

Внутрішній двір

Пройшовши контроль охоронців на вході, відвідувач потрапляв у внутрішній двір, де можна було спостерігати справжнє життя в замку феодала. Тут знаходилися всі основні господарські споруди і кипіла робота: тренувалися воїни, ковалі кували зброю, ремісники виготовляли необхідні предмети побуту, слуги виконували свої обов"язки. Також тут знаходився колодязь з питною водою.

Площа внутрішнього двору не була великою, що дозволяло стежити за всім, що відбувається на території володіння сеньйора.

Донжон

Елемент, який завжди кидається в очі, коли дивишся на замок, - донжон. Це найвища вежа, серце будь-якого житла феодала. Розташовувався він у самому недоступному місці, а товщина його стін була такою, що зруйнувати це будова було дуже складно. Ця вежа забезпечувала можливість спостереження за околицями і виконувала функції останнього притулку. Коли вороги проривалися через всі лінії оборони, населення замку ховалося в донжоне і витримувало тривалу облогу. Разом з тим донжон був не тільки оборонною спорудою: тут, на найвищому рівні, проживав феодал і його сімейство. Нижче - слуги і воїни. Нерідко всередині даної споруди знаходився колодязь.

Самий нижній поверх - величезний зал, де проходили пишні бенкети. За дубовим столом, який ломився від всіляких страв, сиділа дружина феодала і він сам.

Цікава внутрішня архітектура: між стінами були заховані гвинтові сходи, по яких можна було пересуватися між рівнями. Причому кожен із поверхів був незалежний від попереднього і наступного. Це забезпечувало додаткову безпеку.

У донжоне зберігалися запаси зброї, продовольства і пиття на випадок облоги. Продукти тримали на найвищому поверсі, щоб сім"я феодала була забезпечена і не голодувала.

А тепер розглянемо ще одне питання: наскільки замки феодалів були комфортні? На жаль, це якість страждало. Аналізуючи розповідь про замок феодала, почутий з вуст очевидця (мандрівника, який відвідав одну з подібних достопрмечательностей), можна зробити висновок, що там було дуже холодно. Наскільки б не намагалися слуги протопити приміщення - нічого не виходило, аж надто величезними були зали. Також зазначалося відсутність затишної домівки і одноманітність як би «нарізаних» кімнат.

Стіна

Мало не найважливішою частиною замку, яким володів середньовічний феодал, була кріпосна стіна. Вона оточувала пагорб, на якому стояло головна споруда. До стін висувалися особливі вимоги: значна висота (щоб сходи для облоги було недостатньо) і міцність, адже для штурму часто використовувалися не тільки людські ресурси, а й спеціальні пристосування. Середньостатистичні параметри таких споруд: 12 м у висоту і 3 м в товщину. Вражає, чи не так?

Вінчали стіну в кожному її кутку оглядові башти, в яких чергували вартові і лучники. У районі замкового мосту також були спеціальні місця на стіні, щоб обложені могли ефективно відбивати атаку нападників.

Крім того, по всьому периметру стіни, по самому її верху, проходила галерея для солдатів оборони.

Побут в замку

Як же протікало життя в середньовічному замку? Другою людиною після феодала був керуючий, який вів облік підвладних господареві селян і ремісників, які працювали на територіях маєтку. Ця людина враховував, скільки продукції було вироблено і принесено, які суми сплатили васали за користування землею. Нерідко працював керуючий в парі з писарем. Іноді для них передбачалося окреме приміщення на території замку.

Штат прислуги включав в себе безпосередніх слуг, що допомагають господареві та господині, мався також кухар з помічниками-кухарчуками, опалювач - людина, що відповідає за обігрів приміщення, коваль і шорник. Кількість слуг було прямо пропорційно величині замку і статусу феодала.

Велике приміщення було досить важко опалювати. Кам"яні стіни вночі сильно холоднішими, крім того, вони сильно вбирали вологу. Тому кімнати завжди були сирими і холодними. Звичайно, грубники старалися щосили підтримувати тепло, проте не завжди це вдавалося. Особливо заможні феодали могли собі дозволити обробку стін деревом або килимами, гобеленами. Щоб зберегти якомога більше тепла, віконця робили маленькими.

Для опалення використовувалися вапнякові печі, які перебували в кухні, звідки тепло рапространяется на прилеглі кімнати. З винаходом труб з"явилася можливість опалювати та інші кімнати замку. Особливий комфорт феодалам створили кахельні печі. Особливий матеріал (обпалена глина) дозволяв обігрівати великі площі і краще зберігав тепло.

Чим харчувалися в замку

Цікавий раціон харчування жителів замку. Тут соціальна нерівність простежувалося найкраще. Більшу частину меню становили м"ясні страви. Причому це були добірна яловичина і свинина.

Не менш важливе місце на столі феодала займали продукти землеробства: хліб, вино, пиво, каша. Тенденція полягала в наступному: чим поважніший феодал - тим світліше на його столі хліб. Не секрет, що це залежить від якості борошна. Відсоток зернових продуктів був максимальним, а м"ясо, риба, фрукти, ягоди та овочі були лише приємним доповненням.

Особливою відзнакою приготування їжі в Середньовіччі було рясне використання приправ. І тут знать могла дозволити собі щось більше, ніж селянство. Приміром, африканські або далекосхідні спеції, які за вартістю (за невелику ємність) не поступалися крупному худобі.

  • Зміст балету "Раймонда": творці, зміст каждоя акту
  • Що таке васали і як вони з"явилися
  • Республіка Ірландія: пам"ятки, історія, фото

«В рыцарском замке» - Другой чертой рыцарской чести было сохранение верности своему сеньору. План урока. 1.Замок феодала. 2.Снаряжение рыцарей. 3.Рыцари на досуге. 4.Рыцарская честь. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход. 1.Замок феодала. Во время походов рыцари надежно защищались доспехами. ? Почему рыцарем мог быть только очень богатый человек?

«Рыцарь в замке» - Прообразом рыцарей в определённой степени является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме. Однако, принципиальная смена способов ведения войны и организации общественных отношений в Европе связана с падением Римской империи под напором кочевников с востока в ходе Великого переселения народов. Укрепленный замок - точно такая же неотъемлемая примета рыцарских веков, как стальные доспехи, с головы до ног закрывающие копьем, как турниры, где всадника с победитель избирал королеву любви и красоты.

«Феодалы и рыцари» - Рыцарь- надежда слабых и униженных. Война- профессия рыцаря. Снаряжение рыцаря. Как рыцари проводили свободное время? Рыцарь должен был быть щедр. Рыцари- военное сословие средневековой Европы. Закрепление материала. В замке феодал укрывался от нападений врагов и восставших крестьян. Над всеми постройками возвышалась главная башня- донжон.

«Средневековые рыцари» - Современный замок. …Которых посвящали в рыцари. Вечерний замок. Доспехи рыцаря. Фигура рыцаря. Средневековый замок при нападении. Жизнь рыцарей. Башня замка. Общий план замка. Средневековый замок. Рыцарь на коне. Замок, вид сбоку. Средневековый замок, общий вид. Рыцарь в доспехах. Замок, общий обзор.

«Благородный рыцарь» - А.С. Пушкин. Святой Георгий стал идеальным образом воина – защитника Родины. Георгий Победоносец Средневековый рыцарь Роланд Александр Невский. Идеал благородного рыцарства. В.А.Жуковский. Домашнее задание. Уроки